Профессиональное саморазвитие как одно из направлений профессионального становления молодого педагога
В современном обществе предъявляются новые более высокие требования к профессиональному развитию молодых специалистов. В Концепции модернизации российского образования делается акцент на том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом. Современному образовательному пространству также необходимы творческие педагоги, которые способны развивать ребенка как личность, а не только обучать и воспитывать его.
Одним из факторов, оказывающих влияние на профессиональную деятельность молодого педагога, является нацеленность на профессиональное развитие. Чтобы получить желаемый результат и приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным саморазвитием.
Прежде чем рассмотреть пути профессионального саморазвития молодого педагога, на наш взгляд, представляется важным определить сущность феномена «саморазвитие личности». Саморазвитие означает, что необратимые качественные изменения в личности наступают по ее собственной воле и, что личность берет в собственные руки ответственность за свое развитие. Таким образом, саморазвитие обусловлено внутренней активностью личности.
Л.С.Сапожникова отмечает, что развитие личности не может быть достигнуто без глубокой заинтересованности самой личности, без ее собственных усилий, направленных на создание себя. Самосовершенствование личности является показателем и одним из факторов развития личности. Оно возникает на определенном этапе психического развития личности как одна из ее потребностей в реализации активности и самостоятельности [5].
Л.И.Анциферова говорит, что развитие в истинном смысле слова происходит тогда, когда индивид сам порождает новые цели, новые идеалы, новые критерии своего поступательного движения. Личность – это субъект своего собственного развития [2]. По мнению Д.И.Фельдштейна становление личности выступает как особый тип развития, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации. Важнейшее значение имеет способность индивида к самовыражению, саморегуляции, самоутверждению, самоопределению, самоосуществлению [6].
Отличительными характеристиками понятия «саморазвитие» являются разносторонние процессы личности: педагогические, психологические, социальные, физиологические, философские и другие. Эти процессы имеют в основе созидательную сущность. Процессы личности обладают качественными параметрами разрешения имеющихся противоречий, охватывают все сферы личности. В.И.Андреев отмечает: «Процесс саморазвития охватывает все сферы личности и мотивы (потребности) – интеллектуальные, эмоциональные, волевые, но самое главное, он (этот процесс саморазвития), базируется, и всякий раз поднимает на новый уровень функционирования, то есть интенсифицирует, процессы «самости»: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческую самореализацию, самосовершенствование и другое» [1]. Саморазвитие происходит при активном самовлиянии личности на себя и взаимодействии с самим собой.
Молодому педагогу совершенно необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая бы учитывала конкретные особенности и запросы специалиста, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели. Выбор собственного направления профессионального пути в удовлетворении потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области с учетом самооценки собственных возможностей каждый молодой педагог определяет для себя сам. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.
В самоорганизации личности проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Управление личностью своим развитием осуществляется посредством регуляции самовоспитания. Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образа себя в будущем [3]. Для того чтобы добиться хороших результатов, молодому педагогу необходимо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться профессиональное и личностное развитие.
С точки зрения деятельностного подхода в психологии, оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Таким образом, чем большего достигает молодой педагог в профессиональном становлении, тем больше он развивается как личность. Следовательно, саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не прироста знаний, умений и навыков.
Динамика профессионального становления специалиста в послевузовский период включает три стадии: адаптация к профессии, на уровне которой происходит интериоризация и ассимиляция нормативно-ценностного профессионального плана; индивидуализация, которая может иметь конструктивную или деструктивную тенденцию; интеграция, на уровне которой обозначаются различия в плане субъектной включенности в профессию, выражающейся в характере педагогического творчества и степени инновационности деятельности конкретного специалиста [3].
Трудности профессиональной адаптации связаны с ограниченным видением сферы и путей профессиональной самореализации. Для их преодоления необходима работа по осознанию личного отношения к профессии и принятие профессионального выбора через самопринятие.
Педагогическая деятельность требует от молодого специалиста непрерывного профессионального роста, постоянной самоотдачи, творческого отношения к работе. Молодому специалисту важно уметь грамотно планировать свою профессиональную деятельность, определять приоритеты и основные направления профессионального пути, грамотно ставить цели и решать задачи профессионального роста. Для профессионального саморазвития педагогу необходимо постоянно анализировать результаты своей педагогической деятельности, возникающие проблемы и пути их решения. Это связано с тем, что молодой педагог эмоционально переживает соответствие образа «Я» идеальному образу себя как педагога. Одним из механизмов развития профессионального самосознания выступает педагогическая рефлексия. Данное профессиональное значимое качество личности формируется на основе способности учителя к постоянному самонаблюдению, самоанализу.
Профессиональное самосознание («Я-образ») специалиста включает представление профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, знание человека о степени его признания в профессиональной группе, знания о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, представление о себе и своей работе в будущем. Поддержка молодого учителя со стороны окружающих стимулирует у него позитивную Я-концепцию, адекватную положительную самооценку.
Особое внимание при методической поддержке молодого специалиста должно уделяться также формированию у педагога профессиональной компетентности. Согласно Международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных базовых компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы. Базовые технологические компетенции отражаются в Государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они имеют свою специфику, объединяют знания и навыки, требуемые для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей. Сопутствующие компетенции – это те, которые являются дополнительными и индивидуальными для каждого педагога. Это потенциал личности, прошлый опыт человека, который позволяет ему быть успешным в профессиональной деятельности.
По мнению А.К.Марковой основания профессиональной компетентности следует искать в психологии труда учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность всех основных сторон труда учителя – педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя. Основой блоков профессиональной компетентности педагога выступают: профессиональные психологические и педагогические знания, профессиональные педагогические умения, профессиональные психологические позиции, установки учителя, личностные особенности педагога. В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития. Профессиональная позиция учителя выражает профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний учителя. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда. Психологические особенности (качества) касаются как познавательной сферы учителя (его педагогического мышления, наблюдательности, рефлексии и самооценивания), так и мотивационной сферы (целеполагание, мотивационная направленность личности) [4].
У конкретного учителя характеристики профессиональной компетентности складываются неравномерно в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику – это и означает оценить профессиональную компетентность учителя, сделать прогноз его профессионального роста. Изучение профессиональной компетентности учителя должно носить не только диагностический, но и прогностический характер, т.е. охватывать не только прошлый опыт профессиональной деятельности, но и ближайшую и отдаленную перспективы профессионального развития.
В настоящее время в образовательном пространстве города существует множество возможностей для реализации творческого потенциала начинающих педагогов. Это профессиональные конкурсы, организаторами которых являются Управление образования г.Екатеринбурга, Городской дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», МУ «Диалог». Молодой педагог должен постоянно находиться в творческом поиске, с инициативой подходить к собственной деятельности.
Стремление к самосовершенствованию способны помочь начинающему педагогу реализовать себя в качестве саморазвивающейся личности, активно способствующей личностному развитию своих учеников. Таким образом, в профессиональном становлении молодого педагога центральным направлением является развитие личности, педагогической направленности, укрепление профессиональных позиций, т.е. более глубокое понимание социального и человеческого признания своей профессии.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань, 1996. – 567 с.
Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М.:Наука, 1981. – С. 3-19.
Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. - М., 2000. – 158 с.
Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1993 . – 192 с.
Сапожникова Л.С. Самовоспитание как фактор развития личности // Проблемы личности. – М., 1970. – с.172-175.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.