Психология стресса и стрессоустойчивости
Куракулова Яна Владимировна
Курск, Россия,
E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме изучения стресса. В статье рассматриваются понятия «стресс» «стрессоустойчивость», а также эффективные способы борьбы со стрессом и развития стрессоустойчивости личности.
Ключевые слова: повышенное напряжение, раздражительность, апатия, тревожность, плаксивость, стресс, стрессоустойчивость.
В современном мире стресс является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Изучением стресса занимаются очень давно, среди психологов которые изучают понятие стресс выделяют следующих: Ю. В. Щербатых, В. А. Бодров, Л. А. Дубровина, Р. Лазарус и др.
Термин «стресс» был впервые введен в психологию и физиологию в 1927 году американским психофизиологом Уолтером Кэнноном (англ. Walter Cannon [1]).
Состояние повышенного напряжения может испытывать каждый человек, которое может быть вызвано различными раздражителями. Это могут быть экстремальные условия, межличностные конфликты, жизненные события, а также темперамент и характер человека. Среди симптомов стресса выделяют: апатию, бессонницу, тревожность, плаксивость и раздражительность. Величина стрессовой реакции (сколько продлится стресс) прямо зависит от силы стрессора.
Стрессогенные ситуации в школе проявляются на физиологическом и психологическом уровнях и характеризуются чрезмерным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, способствуя развитию психосоматических заболеваний и задержке личностного развития [2]. Среди причин учебного стресса относят: не интерес к предмету, отставание по тому или иному предмету, неудовлетворенность оценкой.
Для предотвращения сильного эмоционального напряжения необходимо повышать стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость, Н.Е. Водопьяновой, это системная динамическая характеристика, способность человека противостоять стрессогенному воздействию или совладать со многими стрессорными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности [3].
Среди способов повышения стрессоустойчивости выделяют:
Не бояться ошибаться;
Быть на позитиве;
Научиться «выпускать пар»;
Использовать положительные эмоции, особенно смех;
Изменять отношение к тому, что происходит вокруг.
Таким образом, стресс отрицательно влияет как на психическое, так и физическое состояние человека, поэтому необходимо предупреждать его возникновение, развивать стресоустойчивость.
Список литературы
Большой психологический словарь / под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Москва: АСТ, 2008. – 811 с.
Семенова, Ф. О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе – результат противодействия и деструктивного влияния на современную молодежь / Ф. О. Семенова // Психолого-педагогическая проблемы современного образования: пути и способы их решения: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. – Хасавюрт: Парнас, 2019. – С. 335–340
Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика Н.Е. Водопьянова. – СПб. : Питер, 2009 – 330 с.