Среди младших школьников есть одаренные дети, но далеко не все дети, успешные в учении, являются одаренными. С другой стороны, не все одаренные становятся отличниками.
По выражению выдающегося швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии Карла Г. Юнга, "одаренный человек — это с биологической точки зрения отклонение от усредненной меры".
В литературе, и в мнениях людей, далеких от психологии, сложились два образа одаренного ребенка. Один из них — худой и бледный "книжный червь". Такой ребенок непременно слаб, физически неразвит, он не может дать сдачи своим менее умным сверстникам и уже успел испортить себе зрение — его обязательным атрибутом становятся очки. Другой образ — прямо противоположный: одаренный ребенок по всем статьям превосходит заурядных детей. Он выше, красивее, крепче сверстников.
Конечно, с точки зрения психологической науки оба представления неверны. По физическим параметрам одаренные дети так же отличаются друг от друга, как и дети "средней нормы". Зарубежные психологи отмечают только одну физическую характеристику, отличающую одаренных детей (и то не внешнюю), — высокий энергетический уровень. Он позволяет длительное время заниматься каким-либо делом с полной отдачей, долго бодрствовать и меньше спать. Главным же критерием, позволяющим судить об одаренности, является интеллектуальный коэффициент (IQ).
Как известно, IQ — показатель, вычисляемый при тестировании. Интеллектуальные тесты, широко распространенные на Западе, известны и у нас. Наиболее часто школьными психологами используются тесты Д. Векслера и так называемая шкала Стэнфорда — Вине. Интеллектуальный показатель вычисляется следующим образом:

Если ребенок решает все задания, предназначенные для его возраста, и его умственный возраст поэтому равен хронологическому, "паспортному", то IQ = 100 баллам. Дети, справляющиеся с более сложными заданиями, рассчитанными на следующий возрастной период, набирают больше 100 баллов. Те, кто получил при тестировании более 120—130 баллов, считаются одаренными.
В школьные годы одаренность обычно проявляется в легком и быстром усвоении учебного материала. Всем известны отличники, которые учатся без особых усилий, без зубрежки, все схватывая на лету. Они не только прекрасно запоминают, запечатлевают материал, но и перерабатывают, обобщают его, находят ему место в уже имеющейся системе знаний и в нужный момент извлекают его и воспроизводят. Они менее способны, но отличаются большой работоспособностью.
Ученики, которым учение дается легко, обладают высокими способностями к усвоению знаний, или так называемой школьной одаренностью. Иногда их называют интеллектуалы.
Но среди школьников встречаются и одаренные дети, не достигающие высоких результатов в учении.
Американский психолог Элис П. Торранс, тест которого часто используют в современных российских школах, обратил внимание на слабоуспевающих учеников. Среди них он нашел детей, имеющих одаренность другого типа — творческую. Они не способны с легкостью учиться по разным предметам; усвоение большого количества имеющихся данных, чужого но сути опыта для них — вообще большая проблема. Они сильны в другом — в решении сложных задач, поисках нестандартных путей, способов деятельности. Для них характерны оригинальность мышления, созидание нового, креативность.
Что касается IQ, то он высок и у интеллектуалов, и у творчески одаренных.
Высокие способности к усвоению знаний и высокие творческие способности определяют два типа одаренности — "хранители знаний" и "генераторы идей". Обществу, конечно, нужны люди с разной одаренностью, но традиционно в европейской культуре особо ценится творчество.
Школьная и творческая одаренность — разновидности одаренности умственной. Кроме нее существуют специальные способности, определяющие моторную, социальную и практическую одаренность.
Современные российские психологи Н. С. Лейтес, В. Э. Чудновский и В. С. Юркевич, работающие с одаренными детьми, выделяют два основных пути их развития.
Первый путь — раннее развитие. Обычно в детстве начинают интенсивно развиваться умственная одаренность и специальные способности в области искусства и науки (например, музыкальные, математические). При этом ребенок проявляет свои способности ярко, достигает заметных успехов в одной или сразу нескольких видах деятельности. В отдельных случаях изначально заданный темп развития сохраняется, что приводит к выдающимся достижениям в зрелые годы. Часто темп развития замедляется, и ребенок в лучшем случае на какое-то время "застревает" на достигнутом. Возможен и медленный, неуклонный спад после быстрого взлета.
Второй путь — одаренность остается не замеченной в детстве и проявляется позднее, когда ребенок совершенно неожиданно для окружающих начинает опережать сверстников и достигает значительных успехов. Часто это происходит в подростковом возрасте.
Предполагается, что есть и третий путь, который может быть пройден одаренными. Эти люди, получив от природы богатые задатки, нe смогли реализовать свои потенциальные возможности на протяжении всей жизни.
Таким образом, единственно плодотворным путем развития одаренности в детстве становится максимально полное раскрытие возможностей, появляющихся в каждый возрастной период, глубокое проживание ребенком каждого возраста, а не быстрое форсирование развития.
Список литературы
1.Юнг К. Феномен одаренности // Конфликты детской души. М.. 1995. С. 162.
Юнг К. Указ. соч. М.. 1995. С. 158.
2.Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: 3.Воронеж. 2008 ; Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.
4.Выготский Л. С. Основы педологии. Стенограмма лекций, прочитанных во Втором медицинском институте [рукопись]. М., 1934.
 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
преподаватель
_______________
«_»________201_г.
Статья на тему:
«Одаренные дети»
Выполнила
студентка Ш-31 группы
Зубенко Кристина Витальевна
Ейск, 2018 г.