РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
А.С. Ермакова
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького Научный руководитель Е.В. Власова
Одной из актуальных проблем современного российского образования – формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы. Функциональная грамотность — это способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности (ФГОС НОО, 2021 г.) [1]. Функциональная грамотность включает в себя: читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность, критическое мышление.
В современном мире естественно-научная грамотность становится все более актуальной. Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (PISA. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [3]. Она позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, принимать обоснованные решения и активно участвовать в жизни общества. Развитие естественно-научной грамотности у младших школьников – задача, которую необходимо решать уже с первых классов. Естественнонаучный грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:
1. научно объяснять явления;
2. понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
3. интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов [3].
Внеурочная деятельность - площадка для реализации проектного обучения, которое способствует развитию естественно-научной грамотности у младших школьников. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Авторами проектной задачи во внеурочной деятельности являются А. Б. Воронцов и В. М. Заславский. По определению А. Б. Воронцова, проектная задача — это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (т. е. «продукта» деятельности) [2].
Проектная задача способствует формированию образовательных результатов, соответствующих ФГОС.
Регулятивные УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности).
Познавательные УУД:
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других) [1].
Решение проектных задач представляет собой эффективный инструмент для развития естественно-научной грамотности у обучающихся начальной школы. Оно позволяет им изучать научные явления не только в теоретическом, но и в практическом плане, развивая при этом критическое мышление, творчество и исследовательские навыки.
Внеурочные занятия предоставляют уникальную возможность для реализации проектного обучения. Дети могут самостоятельно ставить цели, планировать и выполнять работу в команде.
Преимущества проектной задачи для развития естественно-научной грамотности:
Активное вовлечение. Решение проектных задач мотивирует обучающихся к активному участию в процессе обучения, развивая интерес к науке и повышая уровень заинтересованности.
Практическое применение знаний. Обучающиеся учатся применять теоретическое знание на практике, что делает их более значимыми и полезными.
Работа в команде. Проектные задачи часто выполняются в команде, что позволяет обучающимся учится взаимодействовать друг с другом, делиться идеями, работать совместно и развивать навыки коммуникации.
Педагог играет ключевую роль в организации и проведении проектной задачи на внеурочных занятиях. Он создает условия для самостоятельной работы учеников, обеспечивает доступ к необходимым материалам и ресурсам, организовывает пространство для работы в группах, проводит вводный инструктаж по этапам выполнения проектной задачи, предоставляет необходимую информацию и поддержку на всех этапах работы, создает атмосферу взаимопонимания и доверия в классе, поощряет творчество и инициативу обучающихся, помогает им чувствовать себя уверенно и свободно выражать свои идеи.
Решение проектных задач на внеурочных занятиях - это не только способ развития естественно – научной грамотности у обучающихся 2 класса, но и способ формирования ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения и жизни в современном мире.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ . - (Дата обращения: 01.11.2021).
2. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе. ФГОС. Просвещение, 2011г.
3. PISA. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pisa.obrnadzor.gov.ru/
3