СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Развитие координации и координационных способностей на занятиях по волейболу»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Развитие координации и координационных способностей на занятиях по волейболу»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №469

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
















Статья на тему: «Развитие координации и координационных способностей на занятиях по волейболу»













Плахоцкая Лилия Николаевна

Педагог ОДОД









Санкт-Петербург

2021

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...2



    1. История развития и общая характеристика волейбола, как вида спорта…………………………………………………………………………….……3

    2. Правила игры в волейбол для школьников………………..……………………….5

    3. Понятие «координация» и «координационные способности», критерии их оценивания. Воспитание координационных способностей с помощью упражнений на занятиях по волейболу …………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………………….....13



Литература…………………………………………………………………………………..14









































Введение



Актуальность. Координация движений - это важнейшая функция человеческого организма и каждый человек обладает определёнными координационными способностями. И тем самым оказывает влияние на качество повседневной жизни в сохранении двигательной активности не только в молодом, но и в пожилом возрасте. Хорошая координация движений характеризуется правильно функционирующим механизмом расслабления или напряжения мышц. Ежеминутно может возникнуть экстренная ситуация, когда только от слаженной работы двигательной функции зависит, получит ли человек травму при падении или сможет ли он скоординировать свои действия. Неправильное координация движения может вызвать неприятные болевые ощущения. Как пример – судорога, при которой мышечные ткани сокращаются вне зависимости от человеческого сознания. Признаком нарушения может выступать потеря чувствительности, невозможность ощутить напряжены или расслабление мышц. Все это приводит к быстрой утомляемости человека.

Нарушения координации устраняются следующими методами:

- проведением суставной разминки;

- умеренными физическими нагрузками;

- упражнениями на развитие гибкости.

Цель исследования – разработать и проверить методику развития базовых координационных способностей у детей школьного возраста через игру в волейбол.

Объект исследования – процесс воспитания координационных способностей у детей школьного возраста.

Предмет исследования – методика воспитания координационных способностей у детей школьного возраста.

Гипотеза – я предположила, что применение подвижных игр и специальных упражнений волейболистов у детей школьного возраста позволяет улучшить координационные способности.

Задачи исследования – на основе мною проведенного анализа литературных источников и в соответствии с целью исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. На основе научно-методической литературы и практических рекомендаций обосновать комплекс подвижных игр и игровых упражнений, способствующий оптимальному воспитанию координационных способностей.

2. Разработать методику формирования координационных способностей у детей школьного возраста средствами подвижных игр и специальных упражнений волейболистов.

3. Обосновать разработанную методику на занятиях по волейболу.



Глава 1

1.1. История развития и общая характеристика волейбола, как вида спорта

Что же такое волейбол? Как считается, волейбол зародился в США в 1985 году. Его основателем является учитель физической культуры Уильям Дж. Морган. Он просто-напросто повесил сетку для тенниса между двумя деревьями и начал с учениками перебрасывать через нее мяч. А буквально через полгода уже были сформулированы первые правила игры, которые, конечно, отличаются от современных. Согласно легендам, игру учитель придумал для мужчин среднего возраста, которые в силу разных причин не могли заниматься популярным тогда баскетболом. Спустя два года был разработан и запущен в производство первый волейбольный мяч. Со времен основания в волейболе произошли серьезные изменения. Вид спорта постоянно развивался и в 1964 году вошел в Олимпийские игры. У спортивного состязания много фанатов по всему миру. Волейболом профессионально начинают заниматься с 8 лет.

В нашей стране волейбол широко распространили после революции 1917 год. В 1925 года по инициативе секции игр в Москве созывается актив, на котором были приняты первые в нашей стране правила игры, в этом же году состоялись первые официальные соревнования по волейболу. С 1927 года проводится ежегодное первенство Москвы. В последующие годы волейбол получает повсеместное развитие.

Игровые виды спорта, в том числе волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Игровые виды спорта, в том числе волейбол, широко представлены в программе Олимпийских игр, а также в профессиональном спорте. Соревнование волейболистов происходит в пределах установленных правил присущим только волейболу (действий) - приёмов игры (техники) при этом обязательном является наличие соперника. В волейболе цель состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определённое место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяется как - «защита – нападение».

В командных спортивных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены: как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он, и наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

В число объективных показателей в спортивных играх входят: элементный набор приёмов игры (техника); способность быстро и правильно оценивать ситуацию; выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (техника); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль. Наличие таких сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим процессом, разработки программ, планов, нормативов и др.

Итак, рассмотрев литературные источники, выявила, что во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств, свойств личности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, могу сделать вывод, что волейбол - необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это - силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.



































1.2. Правила игры в волейбол для школьников


Основные правила волейбола:

Волейбольный матч состоит из партий (от 3 до 5). Длительность волейбольной партии не ограничена и продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 25 очков. Если преимущество над соперником составляет менее 2 очков, то партия продолжается до тех пор, пока преимущество не будет увеличено. Матч продолжается до того момента, пока одна из команд не выиграет три партии. Стоит отметить, что в пятой партии счет идет не до 25, а до 15 очков. Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, но на поле одновременно могут находиться 6. Начальная расстановка игроков указывает порядок перехода участников по площадке, он должен сохраниться в течение всей партии.

Играют две команды, главная цель каждой – перекинуть мяч через сетку на сторону команды-соперника так, чтобы он ударился о пол площадки, и не допустить это на своей стороне.

Согласно официальным правилам волейбола, команда, планирующая атаку, не должна касаться мяча более трех раз, то есть четвертый отбив на одного из участников должен быть направлен в сторону соперника. При этом один участник имеет право коснуться мяча несколько раз подряд. Соблюдать эти правила в школьных условиях, решать учителю.

Нарушения при розыгрыше:

1. касание игроком сетки

2.заступ задней линии поля игроком при атаке

3.двойное касание или задержки при приеме мяча

На поле должно находиться до 6 игроков от каждой команды. Команда, которая начинает игру, определяется жребием. Подача осуществляется игроком из крайней дальней зоны, он ударом направляет мяч в сторону соперника. Происходит розыгрыш: когда команда направит мяч так, что он ударится об пол площадки соперника, она получает право первой подачи и ее участники перемещаются по часовой стрелке. Таким образом, право подачи мяча осуществляется не одним игроком, а всеми по очереди. Подачу делает тот, кто перешел из первой зоны во вторую сразу после розыгрыша. Цель подачи – сразу усложнить игр команде соперника, направив мяч на их территорию. Поэтому важно научить всех учеников делать подачи, объяснить, как правильно при этом работать руками.

Основные нарушения правил игры в волейбол при подаче:

1. заступает ногой на площадку (мяч должен подавать за ее пределами)

2. подбрасывает и сразу же ловит мяч

3.выполняет подачу до разрешенного свистка судьи (в этом случае подача повторяется)

4. не совершает бросок мяча в течении восьми секунд после свистка судьи (тогда право подачи переходит другой команде).

Если у команды после броска появилось очко (то есть мяч коснулся пола противника), подает тот же игрок. Если подающий нарушает правила, которые были перечислены выше, очко засчитывается команде противника, и право подачи переходит ей.

Как в любой командной игре, успех для команды зависит в согласовании ее действий. Лучшего результата добьется та команда, которая сумеет скоординировать свои действия и продумать тактику нападения , защиты еще до начала игры.







Площадка, сетка и другие атрибуты:

Игровая площадка для волейбола имеет форму прямоугольника, при этом размер его стандартный – 9 на 18 метров. Сразу за игровой начинается свободная зона, она имеет следующие размеры: от двух боковых сторон расстояние составляет максимум 5 метров, а от лицевых сторон - максимум 8 метров. Высота игровой площадки должна быть минимум 12,5 метров. В свободной зоне находится участок для проведения замены, скамейка для игроков, которых удалили, и место, предназначенное для подачи мяча. Вся площадка разделена линиями. Она делится пополам: каждой команде своя часть. Выделяется зона для атаки. Игровая поверхность должна быть горизонтальной, плоской, однообразной и светлой. Одежда должна быть удобной, спортивной, волосы убраны, защита на колени, хорошая удобная обувь.

Экипировка и инвентарь для волейбола:

Самым главным атрибутом волейбола является волейбольный мяч. Как и любой другой мяч, волейбольный представляет собой сферическую конструкцию, состоящую из внутренней резиновой камеры, которая спрятана под натуральной или синтетической кожей. Мячи различаются в зависимости от их предназначения (официальные соревнования, тренировочные игры), возраста участников (взрослые, юниоры) и типа площадки (открытая, закрытая).







1.3. Понятие «координация» и «координационные способности», критерии их оценивания. Воспитание координационных способностей с помощью упражнений на занятиях по волейболу



Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью быстрых и эффективных действий.

Координационные способности – это способности человека, характеризующиеся возможностью управлять своими движениями в условиях дефицита времени, а также скоростью освоения новых движений. Основными показателями координационных способностей являются: быстрота реакций; ловкость; равновесие; ориентация в пространстве.

В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют: правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой цели; быстроту результата; рациональность движений и действий; двигательная находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.

  • Свои координационные способности ученик может проявлять через одно какое-либо свойство. Например : это точность попадания в цель; быстрота выполнения сложного в координационном отношении движения; экономичность перемещения и расходования физических сил в непростых условиях внешней среды; стабильность выполнения двигательных навыков в непредвиденных, сбивающих с толку воздействиях и т.п. В другом случае ученик координирует свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности; по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач, ударов по мячу, бросков и других технических приемов в игре); по точности, быстроте и находчивости в процессе и т.п. Чаще всего такими комплексными критериями оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, предъявляющих спрос к координационным способностям ученика.

При развитии координационных способностей необходимо выполнять следующие положения:

-упражнения на развитие координационных способностей требуют повышенного внимания, точности движений, и поэтому лучше всего проводить их в начале основной части тренировки;

-должны быть трудны в координационно-двигательном отношении (усиление, изменение пространственных границ, скорости, темпа движений, переключение с одного движения на другое и т.д.);

-объем упражнений и длительность серий в рамках одной тренировки должны быть небольшими, т.к. большой объем и длинные серии быстро утомляют нервную систему, в результате чего снижается тренирующее воздействие;

-дети гораздо быстрее, чем взрослые, овладевают навыками, поэтому в юном возрасте необходимо развивать общие координационные способности с помощью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих упражнений.

Координационные способности в волейболе условно подразделяются на прыжки (двигательные действия, которые чаще всего используются в приемах нападении, при блокировании, во время второй передачи мяча в прыжке от связующего игрока) и акробатические (игровые действия в защите).

К компонентам координационных способностей волейболиста можно отнести:

1) Координация движений - возможность выполнять двигательные действия, распределяя их во времени и пространстве (от координации движений зависит динамичность, точность и своевременность выполнения той или иной технической задачи);

2) Скорость и точность действий - эти компоненты определяют производительность волейболиста в течение всей игры (правильно выполнять то или иное двигательное действие - значит выполнять его точно и в соответствии с правильной техникой); скорость реакции влияет на работу с движущимся объектом, улучшается вместе с развитием скорости и зависит от гибкости нервных процессов;

3) Возможность переключать и распределять внимание - функция, обеспечиваемая общей активностью анализаторов в теле спортсмена и подвижностью нервных процессов;

4) Устойчивость вестибулярных реакций является наиболее важным условием проявления координационных способностей во время игры, включая в себя внезапные остановки, ускорения, прыжки, толчки, падения. Если вестибулярный аппарат (анализатор) сильно возбуждается, то производительность других анализаторов (кожных, визуальных) уменьшается, что снижает точность и динамичность движений, в результате чего появляются ошибки в тактике и технике игры.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного исследования, волейбол – это командная игра, поэтому для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, но при этом все их действия должны быть согласованы и скоординированными, поэтому развитие координационных способностей у волейболистов играет основополагающую роль для достижения положительного результата.

Координационные способности имеют определенные характеристики, разделенные на качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений.

Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общих координационных способностей), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальные координационные). Координационные способности, отработанные до автоматизма помогают справиться со всеми раздражителями, действующими на волейболистов во время игры, и делают игру спортсменов результативной и зрелищной. Таким образом, мы можем определенно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов совершенно верна.

В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13 - 14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций. В возрасте 14 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движения. Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого спектра новых двигательных умений и навыков координационных способностей, проявляющихся в гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Природной основой координационных способностей являются врожденные и наследственные анатомно-физиологические особенности организма. Координационные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому или иному виду деятельности, которая выявляется и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками.

Делаю вывод, что координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством движений, и чем большим запасом двигательных умений обладает ученик, тем богаче его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной 6 деятельности. Известно, что наиболее эффективно двигательные способности ребенка развиваются к 10-13 годам. Следовательно, возраст от 6 до 15 лет нужно рассматривать как период активного развития координационных способностей и ловкости.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности. – М.: Физкультура и спорт, 1999 г.

  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г.

  3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1997.

  4. Беляева А.В., Савина М.В. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт, 2006.

  5. Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7-16 лет. - Дис. канд. пед. неук. - М., 1955

  6. Гелецкий В.М.. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учеб­но-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта / В.М. Гелецкий, Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004.

  7. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г.

  8. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000

  9. Денисюк JI.O. О методике развитие двигательных качеств у детей школьного возраста // Материалы IV науч. конф. по физ. воспитании подростков.-М., 1968.

  10. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

  11. Ивойлов J1.B. Волейбол (Техника, обучение и совершенствование). - Минск: Беларусь, 1969.

  12. Карпман В.Л. Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт, 1996.

  13. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2004.

  14. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002

  15. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г.

  16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – СПб: Лань, 2004

  17. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов. Методические указания. Иркутск. 1994

  18. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. – М.: Академия, 1998

  19. Нечко Н.А. Формирование навыков ударных движений у волейболистов различных возрастных групп: Автореф. канд. дис. 1998.

  20. Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976 г.

  21. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г.







9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!