СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения и во внеурочное время»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.

Как пробудить у ребёнка интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач учителя начальных классов. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения и во внеурочное время»»

Статья на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках  литературного чтения и во внеурочное время»

Описание статьи:

В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.

Как пробудить у ребёнка интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач учителя начальных классов. 


Чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т. е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них – это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работ над текстом на уроке чтения.

1. Чтение всего текста.

2. Чтение текста с целью деления на части и составления плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

5. Чтение цепочкой по предложению.

6.Чтение цепочкой по абзацу.

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9. Чтение самого красивого места в тексте.

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5…) выводов.

13. Установление путём чтения причинно-следственных связей.

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: __чн ___,

_____ жи ____.

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.

20.Нахождение в тексте самого длинного слова.

21. Нахождение двух-, трёх-. четырёхсложных слов.

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний:

существительное + прилагательное,

существительное + глагол,

местоимение + глагол и т. п.

23. Чтение с пометками непонятных слов.

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным

( слова записаны на доске).

25. Чтение с выписыванием слов для практического словаря.

(например. на тему «Осень», «Зима» и т. д.) и т. п.

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора.

Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно

Заявленное чтение – когда на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира.

Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том , что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?» ), активно представляя свою точку зрения на прочитанное.

Возвращающееся чтение – это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к книге через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно -художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам, выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение – это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать.

Значение такого чтения заключается в следующем:

- Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

- Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог.

- Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.

На уроках литературного чтения (2-4 классы) чтению отводится 30-35 минут. В работе нужно использовать различные упражнения для развития навыка чтения.

Упражнения по развитию навыка чтения

1. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа - логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

мел — мель, мал — мял, мыл — мил

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капуста.

3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый;
минута, время, час, секунда;
дорога, шоссе, тропинка, путь;
молоко, сметана, простокваша, мясо;

Василий, Федор, Семён, Иванов, Петр

4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв;

они одного рода;

они состоят из двух слогов.

5. Путем перестановки букв составь слово.
уклбо, сноас, упкс.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только
первый слог.

Колос, рота, ваза; кора, лото, боксер; молоко, нерест, тарелка.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама;

пуговица, молоток, лава; укор; бузина, тина;

поворот, пороша, канава.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружье; соломка, пора, мель; лиса, бельмо, полет; смола, слеза, берет.

9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной
связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов
существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня — композитор; самолет- ?- аэродром, горючее,
конструктор, летчик, истребитель;

б) школа - обучение; больница - ?- доктор, ученик, лечение,
учреждение, больной;

в) нож — сталь; стул - ?- вилка, дерево, стол, пища,
скатерть;

г) лес — деревья; библиотека - ?- город, здание,
библиотекарь, театр, книги;

д) утро - ночь; зима - ?- мороз, день, январь, осень, сани.

10. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец; корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница,

одуванчик;

насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12. Какие буква, слог, слово лишние, а у р о ы ма ра ла ны та ку на ды ти ло река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

Вторая группа - игры по составлению слов со словами.

1. Найди слово в слове.

Гроза газета кустарник

шутка поднос шоколадка

часовщик щепка ярмарка

2. Подбери пару.

а) песня практичный

площадь примерный

подруга прилежный

почтальон праздничный

подарок полосатый

полотенце полотняный

портфель прекрасный

парикмахер приятный

3. Закончи предложение:

По утрам у Айболита лечат зубы:

з бр е ы, у ы з б р, итгыр, в дрыы, о ы б б р.

4. Шарады.

Начало - голос птицы,

Конец - на дне пруда.

А целое в музее

Найдёте без труда. (Картина)

Ребусы.

Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

Найди животное среди строк. Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду.

8. Составь слова, в которых один из слогов должен
начинаться с буквы м.

ма ти ма си ра му ло ка до

Третья группа - работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются к теме урока.

Составь предложения (3-4) к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочка, улов, чайки.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.


3. Закончи рассказ.

Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...

Дежурные. Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне...

Четвертая группа - работа с текстом (учебник).

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы,
написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске.)

Задай вопросы по тексту или по части текста.

Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста. Подбери к заглавию часть текста. Озаглавь части.

Выборочное чтение.

Пересказ по вопросам и без них.

Составление плана текста.

2. Упражнения для формирования правильности чтения

Первая группа - упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

1. Назови картинки - 5 предметов ( далее больше ).

Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т. д.

Опиши предмет (показать и убрать).

Опиши движущийся предмет (взять в руку - поднять и опустить).

Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем - то по звучанию).

Бочка - точка, бабушка - бабочка, кошка - ложка.

Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.


Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

Выбери из всех слогов - слоги- слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.

Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т. д.

10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т. д.).
Произнеси 8-10 слов.

11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог ( 2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).

Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т. д.

Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.

Повтори скороговорку, предложение, текст.

Повтори скороговорку, предложение, текст.

16. Заучивание четверостиший.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Чтобы основные умения довести до автоматизма, до уровня навыка, следует проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой.

Работая над выразительностью чтения, которое помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства, учителя часто используют живое слово автора (в грамзаписи, аудиозаписи), музыку.

С 1 класса следует знакомить школьников с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией.

Каждый, пусть даже маленький успех ученика должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой оценкой. При такой постановке дела учащиеся радуются каждому своему успеху, пусть даже крошечному.

Стимулирование интереса к чтению на внеурочной деятельности проходит на каждом уроке литературного чтения. В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Проведение занятий во внеурочное время решает такие задачи, как развитие читательской самостоятельности (чтение книг в свободное время, расширение читательских и избирательных интересов), закрепление навыка самостоятельного чтения, решение методической проблемы: где ребенок должен читать и откуда брать книги.

Однако вместе с этими задачами неизбежно приходится решать и другие, не менее важные:

1. Получение детьми информации из других источников. Наше время, как известно, располагает большими возможностями, способствующими дать ребенку разносторонние и многообразные сведения по различным вопросам знаний. Однако, эта информация подчас доходит до него в распыленном виде, осмыслить же ее, привести в систему и направить на обогащение себя чем-то новым он не всегда способен из-за недостатка жизненного опыта, а мы, взрослые, не находим время ему в этом помочь. И получается, что ребенок пользуется лишь внешним, привлекающим его внимание фактором. Так, ребенок часами может сидеть, например, у компьютера, телевизора, и хотя из увиденного не всегда ему все понятно, однако его это привлекает сильнее, он считает, что это лучше, чем читать пусть даже интересную книгу. К другим источникам информации следовало бы отнести детские театры, большое разнообразие занятий дополнительного образования. Здесь тоже все интересно и полезно. Учащиеся с увлечением рассказывают о своих занятиях, проблему чтения отодвигая на последний план: читать скучно, общение с книгой один на один - занятие не из веселых.

2. Организация свободного времени. Под этим понятием подразумевается, прежде всего, время после занятий в школе, когда большинство детей предоставлены сами себе и выбирают отдых по своему усмотрению. И книга опять не на первом месте. Чаще всего это время посвящено играм, прогулкам, увлеченно компьютерными играми. Да и ученики знают, что урок чтения бывает каждый день и задание на дом по чтению - прочитать заново вслух.

3.Наличие художественной литературы для внеклассного чтения. Несмотря на то, что городские школы в своем распоряжении имеют достаточно хорошие библиотеки, их фонд не всегда удовлетворяет читательский интерес детей. Все это создает определенные трудности в подборе нужной литературы для внеклассного чтения.

Каким же путем можно было бы преодолеть психологический барьер ребенка, чтобы, не ущемляя его интереса к другим видам информации и сохраняя после школьных занятий, привить ему радость общения с книгой. Родителям порой не хватает времени следить за подготовкой уроков детьми, систематически интересоваться их чтением. Не во всех семьях так, но во многих. Учителю приходится думать, как же зажечь у детей искорку интереса к чтению, чтобы они читали не по принуждению, а по желанию. И чем раньше появиться эта искорка, чем раньше появится у детей желание читать, тем будет лучше.

Для детей полезно организовать «Уголок чтения». Что он может включать в себя? Решение этого вопроса зависит от возможностей и творческого подхода учителя. «Уголок» может иметь следующий вид: стенд, рядом полки для книг, под ними - столик.

На стенде следующая информация:

Заповеди читателя. (Рекомендации о том, как надо читать.)

Правила обращения с книгой.

Памятки по подготовке к уроку.

Литературная игра, например, «Дежурная буква» и ее результаты.

Ориентировочные показатели по темпу чтения по всем классам на конец I и II полугодия.

Что читать? (Тема следующего урока и рекомендательный список произведений.)

Интересные сведения о литературных местах Екатеринбурга.

Краткие автобиографические данные о детских писателях – уральцах.

Примером связи семьи и школы может служить создание классной библиотечки, которая позволит расширить возможности в интересной и организованной форме проводить внеурочные литературные занятия и решать проблему приобщения ребенка к книге.

В нашем классе с 1 класса дети ведут «Читательский дневник». В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем  он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на  долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить  ученики 1- 2  и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника  главную мысль ребёнку нужно записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод  и  выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает  смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти данные.  Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание  в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и  учится  анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять,  что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. 

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и , при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Использование разнообразного литературного материала, варьирование тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением может происходить благодаря сотрудничеству с библиотекой. Мои ученики – читатели школьной библиотеки с 1 класса! Именно сотрудничество с библиотекой во многом определяет место книги в жизни школьника. Здесь, в библиотеке, царит особая атмосфера. Учителю необходимо настроить детей на восприятие книгохранилища как источника знаний, место отдыха и общения.

Занятия внеурочной деятельности целенаправленно решают важнейшую задачу социально-личностного развития ребенка, которые имеют цель – укрепление любви к художественной литературе, формирование потребности в постоянном пополнении знаний с помощью чтения и умения эту потребность удовлетворять. Умение учиться самостоятельно – это, прежде всего умение читать и делать из этого чтения правильные выводы. Овладение мастерством самостоятельного чтения возможно лишь в том случае, когда знания, умения и навыки, усвоенные в учебной работе, переносятся во внеклассную деятельность. Учителю необходимо создать условия для реализации эффективного обучения грамотному, смысловому чтению. Значение занятий внеурочной деятельности в начальной школе трудно переоценить.

Главный учебный итог уроков литературного чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы : не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!