СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Реализация практико-ориентированного обучения на уроках литературы в СПО"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель литературы должен пересмотреть методологические приоритеты, обуславливающие необходимость организационно-методической перестройки процесса литературного образования в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Реализация практико-ориентированного обучения на уроках литературы в СПО"»

Реализация практико-ориентированного обучения на уроках литературы в СПО


Преподаватель литературы должен пересмотреть методологические приоритеты, обуславливающие необходимость организационно-методической перестройки процесса литературного образования в образовательных организациях среднего профессионального образования. Кроме того, методика, разработанная преподавателем, должна отвечать развитию профессиональных качеств студента, актуализации дидактического потенциала художественного текста на основе использования коммуникативно-деятельностного подхода и организации продуктивной творческой деятельности студентов при изучении литературы. В этом направлении неоспоримым помощником может стать аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, которая в большинстве своём носит опережающий характер.

Разрабатывая план самостоятельной работы студента, преподаватель литературы наравне с другими преподавателями должен учитывать характер будущей профессиональной деятельности студентов, делая акцент на заданиях, связанных с информационной деятельностью специалистов данных направлений. Делать это преподавателю литературы немного сложнее, чем остальным педагогам, так как выделять в художественном произведении только профессиональную направленность не приведёт к желаемому результату. А в большинстве случаев, даже помешает ответить на основные вопросы при разборе художественного текста. Помощником в этом случае становится анализ языковых особенностей, изобразительно-выразительных средств, художественных приёмов, использованных автором. В результате такой работы происходит активация межпредметных связей. Студентам, в качестве дополнительного задания или самостоятельной работы можно предложить найти в тексте отрывки, так или иначе связанные с их будущей профессией, но в то же время раскрывающие и характеризующие образ главного героя и окружение вокруг него.

Студенты, обучающиеся по направлению «Агрономия», при анализе отрывков из художественного текста, например, из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», обязательно воспользуются знаниями, полученными при изучении междисциплинарных курсов. Размышления главного героя, Р. Раскольникова, затрагивают актуальные и по сей день проблемы экологии, что является неотъемлемым звеном при проектировании садово-парковых объектов, благоустройства местности: Почему именно во всех больших городах человек…как-то особенно наклонен жить и селиться именно в тех частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость… В произведении С. Есенина «Анна Снегина» чётко прослеживается оригинальность и красота барских усадеб. Приехали… Дом с мезонином Немного присел на фасад. Волнующе пахнет жасмином Плетнёвый его палисад. Делать акцент на профессиональные компетенции студентов преподаватель литературы должен деликатно: внесённые корректировки в изучение того или иного произведения не должны препятствовать максимально полному анализу художественного текста. Использование метода комплексного анализа текста, наряду с коммуникативным методом (диалог авторского и читательского сознаний) является необходимым педагогическим условием повышения эффективности изучения литературы в образовательном пространстве.

Таким образом, одной из важнейших функций преподавателя литературы является совершенствование методических подходов к формированию профессиональных качеств студентов образовательных организации среднего профессионального образования. Это актуальная педагогическая проблема, поскольку её решение связано с удовлетворением коренных интересов не только отдельной личности, но и российского общества в целом. Системный характер понятия «профессиональные качества специалиста» требует использования в учебном процессе универсальных дидактических средств, способствующих всестороннему развитию личности студента. Художественный текст, несомненно, является таким дидактическим средством, поскольку обладает мощным образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом и относится не только к сфере языка и литературы, но и выражает в художественных образах национальные духовно-нравственные, культурные и эстетические ценности.