СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Технологии и содержание образования в соответствии с обновлёнными ФГОС в работе учителя географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает особенности преподавания географии в соответствии с обновлёнными ФГОС, указывает технологии преподавания географии, характеризует содержание образования географии.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Технологии и содержание образования в соответствии с обновлёнными ФГОС в работе учителя географии"»

Вероника Ивановна Камнева

ТЕХНОЛОГИИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ОБНОВЛЕННЫМИ ФГОС В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

Современное информационное общество требует от учителей подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Особенностью современного процесса обучения является переход от традиционного к личностно- ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников. Долгие годы перед школьным географическим образованием ставилась главная цель – овладение основами географической науки. Школьный предмет география играет важную роль в формировании у обучающихся научного мировоззрения. Поэтому основной целью учебной географии является формирование функциональной грамотности личности школьника.

Именно география как мировоззренческий предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют мыслить пространственно, во временном аспекте, решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности, уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач, он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя. Современный урок - это урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности. Для накопления географических знаний обучающимся необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов и средств обучения. Для формирования личности учащегося, его целостного представления видения мира, особое значение имеет мировоззренческий аспект содержания учебного материала. Наиболее важным, на что необходимо обратить внимание, - это формулировка вопросов и заданий, которые предполагают организацию деятельности учащихся, а вслед за этим демонстрацию учащимися тех или иных умений (аналитических, логических) при ответе на них. Кроме того, вопросы и задания должны предполагать, умение учащимися выявлять логические взаимосвязи, применять знания в практической плоскости и способствуют формированию их личностных качеств - логики мышления, самостоятельности оценочных суждений, собственной точки зрения и умения высказывать их, формулировать.

Работа учителя географии неразрывно связана с информационными технологиями и геоинформационными системами.

Уже на первых этапах изучения географии учителю необходимо продумать систему работы, ориентированную на применение в учебном процессе современных методов и технологий обучения. Необходимо продумывать приемы, повышающие познавательную активность ученика, способствующие целостному осмыслению содержания крупных разделов и тем школьной географии, внутрипредметных связей между ними, применять приемы обучения, создающие благоприятные условия для применения знаний в известных (стандартных) и новых учебных ситуациях. В этой связи важно обратить внимание на обобщение и систематизацию основных знаний и умений, соответствующих требованиям нового образовательного стандарта.

Новым станет проверка умений использовать такие источники географической информации, как текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач, критического осмысления, анализа, обобщения и интерпретации географической информации.

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Приведу примеры наиболее известных технологий, используемых в обучении географии.

В процессе обучения географии применяется технология листов опорных сигналов. Разработанные опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

Технология дифференцированного обучения хорошо известна в методике географии. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности, которая может быть применима на этапе изучения нового материала, закрепления, повторения, обобщения. Учебная игра как педагогическая технология дает большой положительный и эмоциональный результат для учеников и учителя.

Свою работу учитель географии строит неразрывно с геоинформационными системами. Например, в самом начале урока можно использовать прием «Беру-не беру». Класс делится на группы, учитель раздаёт карточки с заранее подготовленными картинками с фотографиями исследователей, учащиеся должны найти те карточки, которые соответствуют новой теме, а учитель решает «беру или не беру». Далее учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий, с помощью которых решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней «+» и «-«, обозначающие верные и неверные выводы.

Очень интересна технология «Слова в словах».





Учитель пишет на доске географическое название, например «География». Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, озвучивать слова можно по цепочке.

На уроке можно использовать прием «Ассоциации». Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:

-О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация возникает у вас? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, учитель записывает их на доске, затем учитель подводит учащихся к теме урока.

Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

У современной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора. В ходе взаимодействия друг с другом школьники могут обсуждать диалогические ситуации.

Модульная технология также применима в обучении географии. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В инструкциях приводятся образцы проверочных заданий, чаще в форме тестов.

Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнуться на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Смысл технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях.

Метод прогнозирования всего лишь один из множества приемов, которые используются для повышения естественно-научной грамотности школьников на уроках географии. В условиях современности

естественно-научная грамотность на уроках географии проявляется у учащихся в активной мыслительной и самостоятельной практической деятельности.

Новые компьютерные технологии имеют большое значение в современном образовании. Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся: повышает мотивацию к обучению; развивает мышление и творческие способности ребенка; активизирует познавательную деятельность.

Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Технология развития критического мышления, это разновидность личностно-ориентированного обучения. Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегрированного способа учения, можно выделить четыре компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

-оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

-предполагает смену ролевых позиций учащихся;

-настраивает на доверие участников группы друг к другу;

-выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение). Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.



Камнева Вероника Ивановна,

Павлодарский филиал МБОУ Моисеево-Алабушская сош

Уваровского района Тамбовской области,

контактный телефон: (475)-58-78-2-55, (475)-58-78-3-07.

учитель географии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!