Технология проектирования современного урока русского языка и литературы
Рябинкина Ю.В.
В современных условиях естественным стало появление разнообразных современных образовательных технологий, направленных на развитие образовательного процесса. В настоящее время представлен широкий спектр современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности.
Одной из таких технологий является технология проектного обучения.
Работа в проекте должна быть актуальна в первую очередь для самих обучающихся.
Желательно, чтобы название проекта было броским и кратким, так оно будет привлекательнее выглядеть и пробуждать интерес учащихся. Название может отражать непосредственную связь с темой учебной программы (например, «Тема Родины в стихах С. Есенина»).
Проект может иметь помимо основного еще и творческое название. Например, «Россия! Сердцу милый край» (Тема Родины в стихах С. Есенина).
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Остановимся на основных требованиях к использованию метода проектов:
Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность студентов.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов.
Метод проектов может применяться в изучении всех предметов, но как и любой метод он имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны метода проектов:
· направленность на индивидуализацию обучения;
· активизацию обучающихся;
· стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.
Конечно же, современный аналитический взгляд на педагогику метода проектов выявляет и слабые стороны этого метода:
· недостаточность формирования теоретического мышления обучающихся;
· сведение роли учителя только к консультационной;
· невозможность выработать общие подходы к решению задач.
Образовательный результат, сформированный у учащихся в режиме технологии проектного обучения.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3 Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
4. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности.
5. Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Перечень критериев оценки эффективности занятия в режиме выбранной образовательной технологии.
Эффективной организации познавательной деятельности обучающихся способствует использование проектно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами обогащает новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. Проектная деятельность ставит каждого студента в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности.
Организация проектной и исследовательской деятельности студентов требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с руководителем (опытным, грамотным преподавателем).