СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Теоретические аспекты нестандартных уроков как формы обучения и возможности их применения на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье мною рассматриваются различные теоретические аспекты по проведению нестандартных уроков истории. Приводятся различные варианты и формы нестандартных уроков.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Теоретические аспекты нестандартных уроков как формы обучения и возможности их применения на уроках истории"»

Кузьминов Д. А.
МБОУ СОШ № 2 г. Серпухова

Теоретические аспекты нестандартных уроков как формы обучения и возможности их применения на уроках истории.

Термин “нестандартный урок” был введен в употребление И.П. Подласым, по определению которого “нестандартный урок” – это “импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру”1. Стоит отметить, что наряду с атрибутивным определением “нестандартный”, в педагогике так же употребляется определение “нетрадиционный”. Проведя анализ научно-педагогической литературы можно утверждать, что названные определения-атрибуции используются как синонимичные и употребляются в ближайшем контексте. Например, Т.И. Тимошенко пишет: “Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путем просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству”2. Сущность нестандартного урока, по мнению Н.Г. Прашковича, характеризуется следующими отличительными чертами: “1) отступление от основной дидактической структуры урока; 2) отступление от сложившихся “линий организационных изменений в аспектах группировки обучаемых, взаимодействия учащихся друг с другом… взаимодействия учителя с учащимися”; отступление от монопредметного содержательного наполнения урока; 3) отступление от задействования на уроке преимущественно учебного вида деятельности в пользу исследовательской, дискуссионной, творческой, игровой” 3.

Поскольку нестандартная форма урока выступает как альтернатива традиционной форме его проведения, то становится видно так же ее родство с таким определением, как “инновационное обучение”. Нестандартный урок вбирает в себя такие важные черты инновационного обучения как “предвосхищение” и “участие. Инновационное обучение, в отличие от традиционного, которое в основе своей направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, ставит перед собой цель овладения знаниями другими способами4. Отсюда можно сделать вывод, что инновационное обучение подразумевает развитие способностей у учеников к действиям в новых обстоятельствах, что окончательно роднит его с понятием “нетрадиционных форм урока”5.

Варианты проведения уроков нестандартной формы изобилуют разнообразием, так например И.П. Подласый выделяет, как наиболее распространенные, следующие виды нестандартных уроков: “1) урок пресс-конференция; 2) урок-соревнование; 3) урок-зачет; 4) урок-консилиум; 5) урок-КВН; 6) урок-суд; 7) урок-игра; 8) урок-путешествие; 9) урок блок-схема; 10) урок-аукцион; 11) урок-театр; 12) урок-семинар; 13) урок-экскурсия; 14) урок-консультация; 15) урок-исследование; 16) урок-практикум” и т.д.6. Так как в основе нестандартного урока лежит полный отход от строгой структуры и догматичности, присущих традиционному уроку, то и вид его проведения, во многом будет целиком и полностью зависеть от фантазии и творческого потенциала учителя7.

Не смотря на то, что нестандартный урок по сути своего исполнения является плодом фантазии и креативности учителя, он не может выходить за рамки установленных образовательных концепций. Профессиональный стандарт педагога за 2013 год, Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Федеральный государственный образовательный стандарт за 2012 год, являются одними из тех источников, без выполнения строгих предписаний которых, нестандартный урок не может проводиться. В требованиях к профессиональному стандарту педагога указывается, что стандарт должен побуждать педагога к поиску нестандартных решений в своей профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие. Одним из требований предъявляемых стандартом к педагогу является его профессиональная ИКТ-компетентность, которая подразумевает квалифицированное использование средств ИКТ при решении профессиональных задач, что создает значительную базу для вариантов проведения нестандартных уроков. В содержании профессионального стандарта педагога указывается, что педагог должен уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность, а так же владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Так же предъявляются требования к мотивации учеников посредством экскурсий, походов и экспедиций, а так же владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. Данные указания не идут в разрез с нестандартными формами урока, а наоборот, отражают его специфику и вносят свои положительные коррективы8.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории предлагает новые способы в изучении истории, которые в своей основе уже дают предпосылку для выстраивания дальнейшей программы обучения и проведения уроков по предмету, на основе нестандартной формы обучения. Одними из таких способов по изучению истории, хорошо увязывающихся с нестандартными формами урока, являются: 1) сопоставления по времени курсов истории России и всеобщей истории, а так же соотношение основных событий в рамках курсов; 2) комплексное изучение истории с привлечением различных аспектов исторических знаний и формирование у учеников объемных глобальных знаний по предмету; 3) работа учеников не только с текстом учебника, но и реальными историческими источниками, развитие с помощью учителя у учеников исследовательских навыков, критического мышления, умения поиска информации, её анализа и синтеза, работать с разными точками зрения, а так же самому делать интерпретацию исторических фактов и событий; 4) использование карт, хронологических таблиц, иллюстраций, различные ИКТ программы по предмету, энциклопедий, справочные материалы и т.д.; 5) использование различных заданий на поиск исторической информации, работу с разными источниками, дискуссию и отстаивание своей точки зрения и т.д.

Таким образом использование нестандартных форм урока не только положительно влияет на основные учебные умения детей, но и на усвоение учениками исторического материала, поможет наглядно ученикам показать схожести и различия в истории России и мировой истории, раскрыть историю многоуровнево: показывая историю как государства и народов, так и историю социальных групп и конкретно человека9.



Список использованной литературы:

  1. Банникова О.В. Роль нестандартных уроков литературы в развитии познавательной активности старшеклассников [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. – 2003. - №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-nestandartnyh-urokov-literatury-v-razvitii-poznavatelnoy-aktivnosti-starsheklassnikov ;

  2. Мурылев А.В. Применение нестандартных уроков для развития творческого потенциала учеников [Электронный ресурс] // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. - №2. – С. 48-50. – URL: http://elibrary.ru/download/36923043.pdf ;

  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов. Ки. 1. Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – 576 с.;

  4. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Пособие для высш. учеб. Заведений. - М., 1996. – С. 351;

  5. Прашкович Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе: Дис. … канд. пед. наук. Арзамас, 2005. – С. 131 – 146;

  6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18 октября 2013г. №544н, г. Москва. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf ;

  7. Соколова Л.Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2008. - №11. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnyy-urok-v-starshih-klassah-suschnost-priznaki-tipologiya-funktsii ;

  8. Тимошенко Т.И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках. – Белгород, 1997. – С. 4.

1 Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Пособие для высш. учеб. Заведений. - М., 1996. – С. 351

2 Тимошенко Т.И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках. – Белгород, 1997. – С. 4

3 Прашкович Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе: Дис. … канд. пед. наук. Арзамас, 2005. – С. 131 - 146

4 Соколова Л.Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2008. - №11. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnyy-urok-v-starshih-klassah-suschnost-priznaki-tipologiya-funktsii

5 Банникова О.В. Роль нестандартных уроков литературы в развитии познавательной активности старшеклассников [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. – 2003. - №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-nestandartnyh-urokov-literatury-v-razvitii-poznavatelnoy-aktivnosti-starsheklassnikov

6 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов. Ки. 1. Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. С. 382.

7 Мурылев А.В. Применение нестандартных уроков для развития творческого потенциала учеников [Электронный ресурс] // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. - №2. – С. 48-50. – URL: http://elibrary.ru/download/36923043.pdf

8 Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18 октября 2013г. №544н, г. Москва. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf

9 Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!