О.В. Манталуца, учитель русского языка и литературы высшей категории
ГОУ «Республиканский украинский
теоретический лицей-комплекс»
г. Тирасполь
Типовые задания, используемые для формирования УУД на уроках русского языка.
Как и всякий живой организм, человек
генетически запрограммирован, но он
запрограммирован на то, чтобы учиться.
Франсуа Жакоб
Удивителен ход мысли Гёте – гения: его понимание предназначения человека, значения каждой личности и роли самой личности для её собственного развития. То, что говорил и писал он в XIX веке, настолько актуально, что кажется, всё это сказано сегодня.
Особенность современного мира заключается в том, что в нём стремительно всё изменяется. В результате подходы к обучению в школе, которые существовали ранее, устаревают и нуждаются в преобразовании. Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он выполнил заданий, сколько он часов пробыл в школе, теперь вопрос «сколько» уходит на второй план, и предъявляются новые требования, каким он стал после того, как прошёл через эти уроки. Какие умения и навыки у него появились после этих уроков? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению на практике новых знаний. Приоритетной становится задача «умение учиться». В связи с этим первостепенным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта основного общего образования Приднестровской Молдавской Республики. Государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований. Исходя из новых требований, перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации, как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Цель статьи: разработать и определить типовые задания для формирования УУД школьников на уроках русского языка, обеспечивающих «умение учиться», саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализовываться путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. УУД – это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях. УУД группируются в четыре основных блока:
личностные;
регулятивные;
коммуникативные;
познавательные.1
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Учащийся должен уметь соотносить поступки, явления и события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Для формирования личностных УУД чаще всего используют такие задания:
• участие в проектах; исследованиях, презентациях;
• творческие задания (сочинение, изложение);
• работа с текстом (подразумевает комплексный анализ текста, написание эссе по данному тексту);
• игровые задания (побуждают интерес к предмету, делают его
увлекательным. Они учат решать самостоятельно игровые задачи,
находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться
своими знаниями, выражать одним словом);
• самооценка события (приём самооценки позволяет довольно быстро
научить детей вчитываться, всматриваться в то, что они пишут,
вслушиваться в то, о чём говорит на уроке учитель и одноклассники,
понимать сказанное);
• подведение итогов урока, рефлексия (для рефлексии можно
использовать следующие выражения:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я выполнял задания…
я приобрёл…
я научился…
у меня получилось…
меня удивило…
сегодняшний урок – это…
Рассмотрим формирование личностных УУД на примере заданий.
Например, задание «Главная мысль»(8 класс)
Тема урока: «Односоставные предложения»
Цель: научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своего государства.
Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:
Выразительно прочитайте текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своего государства, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.
(Е.Осетров)
Выполнить задания:
- Определите тему текста.
- Озаглавьте текст.
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Как человек должен относиться к своей истории?
- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные (если односоставные, то определите тип односоставного предложения).
- Напишите эссе по данному тексту (выявите проблему текста, согласны ли вы с позицией автора, приведите литературные аргументы по данной проблеме).
Регулятивные УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Для диагностики и формирования регулятивных УУД можно применять такие виды типовых заданий:
• терминологические диктанты с взаимопроверкой или самопроверкой;
• цифровые диктанты;
• «преднамеренные ошибки» (задание на внимательность. Выявление
учениками ошибок);
• «найди ошибку»( в предложении или в тексте найти допущенные
ошибки, исправить их, объяснить свой выбор);
• «что верно»(из предложенных утверждений найти верное);
• проект;
• диспут;
• заучивание материала наизусть в классе;
• письмо по памяти;
• поиск информации в предложенных источниках;
• «оцени свою работу на уроке» (учащимся предлагается выявить, что
получилось у них на уроке, а над чем нужно ещё поработать);
• «как ты думаешь, какой результат может получиться?»
(прогнозирование результата)
• «для чего необходимо знать (уметь)?»
• «установи правильный порядок предложений в тексте» (учащимся
предлагается текст, в котором предложения расположены в произвольном порядке. В зависимости от смысла нужно их расположить по порядку);
• почемучка (задания с установлением причинно-следственных связей);
• контрольный опрос на определённую проблему (обычно проводится в
конце изучения какой-либо темы);
• тренинговые упражнения психологического характера.
Рассмотрим формирование регулятивных УУД на примере заданий.
Например, задание «Исправь ошибку»(5 класс)
Добрая берёза
Стоит на лисной опушке бирёза. дятел пробил в коре дырочьку. Он напился берёзового сока и улетел. побежал ручеёк по стволу дерева. чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилители синичьки. Закружылись вокрук берёзы бабочьки. Пришли и рыжые муравйи. всех угосьтила вкусным соком добрая бирёза.
Задание логически-поискового характера:
Из речи людей каких профессий пришли к нам такие фразеологизмы:
Шито белыми нитками
Стричь под одну гребенку
Этот номер не пройдет
Сбоку припека
Вызвать огонь на себя
Без сучка и без задоринки
В час по чайной ложке
Познавательные УУД это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные учебные действия включают:
- общенаучные;
- логические;
- постановку и решение проблемы.
Для диагностики и формирования познавательных УУД можно использовать такие виды заданий:
• составление схем-опор;
• исследование, групповые или индивидуальные составления проектов и презентаций с последующей защитой их на уроке;
• работа со словарями;
• создание и решение кроссвордов, решение ребусов;
• установи соответствие (предлагаются фразеологизмы, нужно установить
соответствие с их значениями);
• разгадай путаницу (можно применить такие задания, как «отгадай
слово», «дополни пословицу», «разгадай шараду», «доскажи словечко»);
• заполни пропуски в предложениях;
• реши тест;
• развёрнутые письменные ответы на проблемные вопросы;
• лингвистические загадки;
• работа с разными видами таблиц;
• составление развёрнутого плана;
• «найди лишнее» (из ряда слов найти лишнее слово, например,
брюки – хлопоты – дверцы - вилы);
• текст с ошибками;
• определи лишнее звено в логической цепочке (исключить лишнее слово,
понятие);
• составление вопросов и заданий для различных викторин и конкурсов;
• использование кластеров;
• составление «лэпбуков»;
• составление и распознание диаграмм;
• «лабиринты»;
• составление синквейнов.
Рассмотрим формирование познавательных УУД на примере заданий.
Например, лексические головоломки. Задание «Рождение слова»(6 класс)
КОЖА + ВОРОН = ЖАВОРОНОК
СОМ + РОК + ДОМ = КОСМОДРОМ
ОМ + КЕТА = КОМЕТА
КАЛИТКА + ГА = ГАЛАКТИКА
Задание (5 класс)
Раздели текст на предложения.
Стоит жара Глеб и Олег бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег
(Умение находить части в целом)
Задание «Превращение слов» (5класс)
Заменить одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например,
пара – фара, роща – роза, свет – цвет, река – рука, игла – игра, уха – ухо .
Задание «В каких словах Ель растёт?» (5 класс)
(Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, пепельница, мебель, портфель).
Задание «Заполни пропуски в предложении» (8 класс)
Человек в отличие от животных обладает…, способен к…, может действовать…, имеет хорошо развитый…, создаёт… .
(Слова для справок: разумом, работе, быстро, мозг, семью).
Лингвистические загадки:
Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют чаще всего ваши друзья, родные? (имя);
как большой дом превратить в маленький? (с помощью суффикса –ик: дом – домик);
в каком глаголе НЕТ слышится 100 раз? (стоНЕТ)
Юмористические вопросы:
В каких словах по СТО согласных? (СТОг, СТОл, СТОн, СТОп)
Сколько гласных в словах: семья, сорока? (7, 40)
Сколько горошин может войти в стакан? (Сами войти не могут)
Может ли страус назвать себя птицей? (Не может, т.к. не умеет говорить)
Чем кончается день и ночь? ( Мягким знаком)2
Коммуникативные УУД обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение и взаимодействие в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Коммуникативные УУД включают:
- планирование учебного сотрудничества;
- постановку вопросов;
- построение речевых высказываний;
- лидерство и согласование действий с партнёром.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
• игровые задания;
• групповая работа по составлению кроссвордов, ребусов, тестов;
• групповое исследование;
• отзыв на работу товарища;
• создание проектов, презентаций;
• подготовить рассказ о…;
• задания на диалоговое общение;
• опишите объект, явление, предмет;
• лингвистическая реклама;
• ассоциации;
• три предложения;
• «Новый учитель»;
• «Творческая лаборатория»;
• лингвистические викторины;
• урок-конференция;
• урок-суд.
Рассмотрим формирование коммуникативных УУД на примере заданий.
Например, задание «Завершить пословицу или поговорку». (6 класс)
1. Аппетит приходит во время …(еды).
2. Голод не …(тетка).
3. Готовь сани летом, а телегу …(зимой).
4. Кашу маслом не … (испортишь).
5. Каждый кулик свое болото… (хвалит).
6. Не в свои сани не … (садись).
7. Первый блин … (комом).
8. Век живи век… (учись).
9. Без труда не вытащить и рыбку из …(пруда).
10. У семи нянек дитя без … (глаза).
11. Терпи, казак, атаманом … (будешь).
12. Труд человека кормит, а лень… (портит).
13. Хлеб-соль кушай, а правду … (слушай).
14. Будет и на нашей улице … (праздник).
Задание «Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос» 8 класс
1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?
Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».
В статье был рассмотрен комплекс типовых заданий, который, при системном подходе, позволяет обеспечить достижение поставленной перед учителем цели.
Главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребёнку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Поэтому такой важной становится задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.
Литература
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М, 2001 год.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования Приднестровской Молдавской Республики.
Научно-методический журнал «Русский язык в школе» №3, 1993 год.
Учебно-методический комплект по русскому языку. Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина, С.И. Невская; Издательство «Экзамен»; Москва, 2008 год.
1Государственный образовательный стандарт основного общего образования Приднестровской Молдавской Республики с.7
2 Учебно-методический комплект по русскому языку Л.А. Тростенцова с.114-115
10