Учебная дискуссия на уроках литературы
Использование форм учебной дискуссии на уроках литературы способствует активизации коммуникативной компетенции: участие в дискуссиях по литературным произведениям позволяет обучающимся вырабатывать умение аргументированно выражать свои мысли, слушать и уважать точку зрения других, понимать различные трактовки текста. Наблюдения на уроках литературы также показывают, что обучающиеся проявляют больший интерес к учебному материалу, когда имеют возможность обсуждать его в форме дискуссии. Они активно участвуют в обсуждении, высказывают свои мысли и анализируют точку зрения своих одноклассников.
Большой толковый словарь русского языка определяет базовое значение термина «дискуссия» как «(discussio - исследование, обсуждение) - свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса». Словарь методических терминов определяет дискуссию как «форму публичного полилога, в процессе которого сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения на обсуждаемую проблему. Важная характеристика дискуссии, отличающая ее от других видов спора, - аргументированность. Обсуждая далее спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя собеседнику, аргументирует свою позицию.
Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительная черта дискуссии - наличие темы в качестве объединяющего начала. Преимущество технологии учебной дискуссии в формировании коммуникативной компетенции заключается в том, что в процессе дискуссии создается ситуация, побуждающая учащихся к активности и позволяющая выходить за пределы заданного. Как показывает опыт, уроки литературы, факультативы и элективные курсы, внеклассные мероприятия по литературе - это одни из лучших организационных форм для применения технологии дискуссии с целью формирования коммуникативной компетенции. Дискуссию можно применять при проведении различных типов урока: обобщающем, уроке ознакомления обучающихся с новым материалом, уроке закрепления знаний, уроке выработки и закрепления умений и навыков; элементы технологии дискуссии можно применять на всех этапах комбинированного урока.
Типизация дискуссионных форм включает в себя такие традиционные формы, как круглый стол, мозговой штурм, форум, заседание экспертной группы, дебаты, техника аквариума и т. д. Выбор конкретной формы дискуссии определяется целями обмена мнениями, поставленными учителем. Например, должна ли быть выработана общая позиция по поводу предмета обсуждения или целью дискуссии является выражение и аргументация разных точек зрения; выступает ли в роли ведущего учитель или это ученик и т. д.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет собой дискуссионная форма, которая носит название «Техника аквариума», или «аквариумная» дискуссия. Ее целесообразно использовать, когда содержание учебного материала связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Предварительная подготовка к аквариумной дискуссии на уроке литературы включает в себя следующие этапы: постановку проблемы, которую формулирует и представляет классу учитель; распределение коммуникативных ролей: деление на оппозиционные группы, группу экспертов; чтение текста художественного произведения; ознакомление с требованиями к дискуссии. На основном этапе, в самом ходе аквариумной дискуссии, представители оппозиционных групп (по одному от каждой группы) находятся в центре круга, который образуют остальные участники групп, высказывают и аргументируют точку зрения своей группы. Сначала могут высказываться только представители групп, затем дополняют аргументацию участники групп.
По окончании аквариумного обсуждения проблемы, на заключительном этапе, подводится итог дискуссионного взаимодействия, экспертная группа оценивает речь, поведение учащихся, соблюдение правил дискуссии по заданным критериям. Экспертная группа оценивает такие коммуникативные умения участников дискуссии, как умение использовать паралингвистические средства общения, умение аргументированно вести диалог, соблюдать логичность в изложении своей точки зрения, использовать языковые средства логической связи; умение учитывать групповую точку зрения на поставленную проблему и возможности для ее защиты каждого члена группы; умение организовать и координировать действия по достижении поставленной перед группой цели; умение позитивно вести себя в ситуации спора, проявлять творчество и воображение, и инициативность. Дискуссия, проведенная по аквариумной технике, дает возможность акцентировать внимание на коммуникативных умениях, связанных как с общением, так и с совместными действиями.
Покажем возможности развития коммуникативной компетенции с использованием аквариумной дискуссии на уроке литературы на примере изучения пьесы А. Вампилова «Утиная охота». Вокруг этой пьесы до сих пор разворачивается противоречивая литературная дискуссия вокруг образа главного героя Зилова и глубинного смысла пьесы, поэтому выбор этой темы для проведения аквариумной дискуссии представляется нам целесообразным. «Зилова называли «героем нашего времени» (О. Ефремов), законченным экземпляром «рыцаря до лампочки» (М. Туровская), «мертвой оболочкой исчезнувших намерений», «человеком, открывшимся для новой жизни» (К. Рудницкий), то есть давали характеристики взаимоисключающие.
На этапе предварительной подготовки к дискуссии:
1. Определяем тему дискуссии, которая может быть сформулирована как «Зилов: «герой нашего времени» или «рыцарь до лампочки»?
2. Распределяем коммуникативные роли учащихся: группа учащихся, защищающих позицию «Зилов - герой нашего времени»; группа учащихся, защищающих позицию «Зилов - рыцарь до лампочки» и экспертная группа, которая оценивает речь, поведение учащихся, соблюдение правил дискуссии по заданным критериям.
3. Обучающиеся знакомятся с текстом пьесы. На основном этапе представители и участники обеих оппозиционных групп высказывают свою аргументированную точку зрения. Здесь для активизации интереса к проблеме, более яркого эмоционального восприятия художественного произведения уместно применить элемент театрализации и метода «Я - высказывание». Представители оппозиционных групп могут выступить в роли Зилова - «героя нашего времени» и Зилова - «рыцаря до лампочки». Участники обеих групп выражают свое согласие или отрицание по поводу одной из точек зрения Зилова.
На заключительном этапе обучающиеся под руководством преподавателя приходят к выводу, что в образе Зилова Вампилов создал новый тип «современного героя, в котором были слиты искренность и ложь, восторженность и цинизм, высокость порыва и низменность поступка, героя, осознающего свое нравственное падение, страдающего, кающегося, но неспособного примириться с собой. ... Самым важным для Вампилова. было не определение героя как «плохого» или «хорошего», не частный выбор героя между охотой Официанта и охотой-мечтой, а провозглашение идеи о вечном поиске человеком Истины, о процессе познания подлинного человеческого бытия, настоящих и мнимых ценностей, словом, о вечной борьбе Добра и Зла в душе человека».
Экспертная группа, в которую входит преподаватель, анализирует и оценивает коммуникативную компетенцию обучающихся по заданным критериям. Это позволяет и проанализировать предметное содержание дискуссии, и акцентировать внимание на самом процессе обсуждения заданной проблемы, следовательно, на развитии коммуникативной компетенции обучающихся.
Такая форма учебной дискуссии, как аквариумная дискуссия, на наш взгляд, позволяет наиболее эффективно стимулировать активность группового обсуждения проблемного вопроса, анализировать уровень развития речевого взаимодействия всех участников дискуссии на межличностном уровне.