СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Визуализация художественного текста на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя экранизацию художественного текста как одно из средств визуализации, необходимо учитывать, что литература является все же первоосновой

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Визуализация художественного текста на уроках литературы"»

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


А.А. Вербицкий писал: «Процесс визуализации – это свёртывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развёрнут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». В эпоху утверждения аудиовизуальных средств общения, которые основаны на изображении, а не на слове, невозможно себе представить подачу учебного материала без использования визуальных информационных источников. Нельзя не признать наступление новой «зрелищной» эры в противовес книжной «галактике Гуттенберга».

Обозначившийся в середине пятидесятых годов XX века конфликт слова и картинки в последние годы приобрел очень острые формы. Современный обучающийся, обладающий в большей степени «клиповым мышлением» нежели понятийным, с трудом воспринимает печатный текст и уж тем более мало способен «читать между строк», задумываясь о смыслах и концептуальных идеях, скрытых в художественном произведении. Обучающемуся трудно визуализировать созданный автором образ, а это, в свою очередь, даёт ощущение бессмысленности самого процесса чтения. Эти особенности нужно учитывать, объединяя современные интересы обучающихся и ту культуру, с которой их надо познакомить.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы побудить студента к чтению, создать установку к восприятию текстовой реальности сначала через визуализацию.

Приёмов визуализации существует достаточно много. Это и создание схем, это и использование наглядного материла, и так называемые буктрейлеры (короткие видеоролики, рассказывающие в произвольной художественной форме о какой-либо книге), и различные видеоряды и т.п.

Особое место в контексте взаимодействия читательской и зрительской деятельности занимает обращение к театральному искусству и искусству кино. Художественный фильм «оживляет» книгу, зачастую меняя отношение обучающихся к классической литературе. При любом просмотре акцент все же делается на тексте, положенном в основу экранизации. Использование на уроках литературы кинофильмов целесообразно при условии обмена впечатлениями после его просмотра и создания проблемной ситуации, мотивирующей последующее обращение к литературному источнику.

Так, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» студентам был предложен к просмотру фильм с одноименным названием режиссера Авдотьи Смирновой, вышедший в 2008 году. Роль Евгения Базарова в нём сыграл Александр Устюгов, известный по сериалу «Ментовские войны». То, что эта экранизация представлена нашими современниками, безусловно, делает ее более привлекательной по сравнению с известными аналогами 1915 или 1958 годов. В этом фильме акцент режиссера делается именно на развитии характеров. Как писала Авдотья Смирнова, вынашивающая идею фильма семь лет и считающая роман недооценённым, это «произведение о любви и жизни, а не о нигилизме и разрезанных лягушках»; «это роман про то, что любая идеология перед лицом живой жизни и ее высшего проявления – любви – терпит фиаско».

Примечательно, что художником-постановщиком и соавтором сценария выступил Александр Адабашьян, сделавший успех многим фильмам Никиты Михалкова. Работая над сценарием, авторы пытались показать,что счастливыми становятся только те, кто идёт на поводу у жизни. Такими героями представлены Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий, внешне разделяющий нигилистические взгляды Базарова, но по сути являющийся приверженцем традиционных ценностей. Те же, у кого есть некая идеологическая система, так или иначе терпят человеческое фиаско – Базаров умирает, а Павел Петрович и так «был живым мертвецом».

В этой экранизации привлекает и образное решение некоторых сцен. Так, объяснение главного героя и Одинцовой развёртывается в комнате, заставленной стеклом, что создаёт ощущение хрупкости дворянского мира, в который вторгается в своих сапогах Базаров. Когда он обнимает героиню, падает кувшин, и она его ловит. Эта деталь указывает на то, что Одинцова не
влюблена в Базарова (влюблённая вряд ли бы успела), она роскошная и холодная, как ее и задумывал И.С. Тургенев. И хотя данной сцены нет в романе, она «работает» на раскрытие авторской позиции. Режиссер, так же, как и автор художественного текста, проводит параллель между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Это оказавшиеся в разных временных обстоятельствах одинаковые человеческие типы.

Для усиления этой мысли авторы сценария добавляют сцену с кольцом, которое дарит Одинцова главному герою (так же, как в свое время кольцо подарила Павлу Петровичу княгиня Р.), хотя в романе этот эпизод отсутствует. Привлекает в этом фильме и то, что художник-постановщик создал среду обитания, соответствующую характеру каждого персонажа. Так, поместье Кирсановых снималось в орловском имении Тургенева – Спасское-
Лутовиново. А вся «фактура» максимально приближена к современности. Это во многом позволило сократить дистанцию между зрителем XXI века и художественной реальностью И.С. Тургенева. Учащиеся, наблюдая за происходящим на экране, сопереживают героям, а не воспринимают увиденное как костюмированное представление. В этом состоит безусловная привлекательность фильма 2008 года.

После просмотра нескольких эпизодов (а именно – спора
Павла Петровича и Базарова, знакомства с Кукшиной и Ситниковым, объяснения Базарова и Одинцовой, смерти главного героя) учащимся предлагается сравнить соответствующие моменты в тексте и ответить на вопросы:

1) Понравился ли вам фильм?

2) Совпадают ли представления режиссера с вашим восприятием героев?

3) Сравните фабулу фильма и фабулу романа. Что не соответствует тексту? Почему? Как вы думаете, какие цели преследовал режиссер?

Используя экранизацию художественного текста как одно из средств визуализации, необходимо учитывать, что литература является все же первоосновой.

Приемы воздействия на зрителя в кино совершенно иные, чем воздействие слова на читателя. Кроме того, неудачный зрительный образ может создать негативный стереотип, что впоследствии отобьёт желание знакомиться с текстом. Поэтому преподавателю нужно тщательно подбирать фильмы к просмотру, познакомиться с экранизацией сначала самому, выделить ее сильные и слабые стороны. Но всё же хорошая киноверсия литературного произведения помогает обучающимся лучше выявить основной конфликт, понять образы героев и эпоху, в которой происходит действие.