Статья посвящена проблеме изучения внимания. В статье рассматриваются понятия «Внимание» «Сосредоточение»,«Концентрация»,«Обьем»,«Переключение»,«Устойчивость»,«Распределение»,а также эффективные приемыудержания внимания детей на уроках.
Актуальностьи необходимость развития внимания у детей необходима,так как можно встретить различные случаи, когда внимание детей может быть неустойчивым, непродолжительным: ученики часто могут отвлекаться на уроках и отвлекать своих одноклассников. Тем самым, нарушать школьную дисциплину.
Внимание имеет важные познавательные функции.Устойчивое сосредоточение человека является важным условием достижения отчетливостивосприятия и осознание изучаемых явлений. Внимание непосредственно связано с процессом восприятия любой информации.
Вниманием занималось в психологии много известных психологов это такие психологи как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, СЛ. Рубинштейн и многие другие. Само понятие «Внимание» имеет очень много различных трактовок. Внимание - это один из самых необычных познавательных процессов человеческой психики, так как он неразрывно связан с остальными: с ощущениями, восприятием, памятью. Поэтому вниманием часто называют избирательную устремленность сознания для совершения выполняемой работы[1]
Если говорить о свойствах внимания, то по мнению С.Л. Рубинштейна [2], можно выделить пять основных характеристик данного явления:
концентрация внимания сосредоточенность человека на том или ином задании, примереи др;
объем внимания удерживаемые в сознании человека детали, а именно их количество;
переключение внимание, то что способствует перенаправлению внимания с одного объекта на другой;
устойчивость вниманиявремя удержания внимания на объекте;
распределение уникальное свойство внимания, которое помогает удерживать будто обьект или что-то иное .
От того умеют ли ученики удерживать свое внимание или нет, зависит интерес к уроку, дисциплина, усвоение учебного материала.
Существует большое количество приемов,которые помогают удерживать внимание детей на протяжении всего урока.Некоторые приёмы, которые помогают удержать внимание детей:
—чередование умственной и физической активности. Устраивать физкультминутки и разминки;
—голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;
—жестикуляция. Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией;
—модуляция темпа речи. Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи;
— использование различных видов иллюстраций, схем, тематических картин и т.д.
Список литературы
Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. М., 2000
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.