Воспитание толерантности на уроках литературы в СПО
Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают 160 национальностей. Важной особенностью поликультурного образования России становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается тезис о «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Содержание образования должно содействовать сохранению национальной специфики и этнического самосознания.
Кризисная социальная ситуация в многонациональном обществе становится питательной средой для возникновения межнациональной розни в диапазоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта. Построение цивилизованного общества, способного строить экономически развитое государство, для чего потребуется задействовать все человеческие ресурсы, требует изменения принципа общественных взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями. Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями.
Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности.
Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность. В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали.
Уроки литературы призваны воспитывать личность, ее духовный мир, влиять на выбор ею нравственных ориентиров. Они должны раскрыть перед обучающимся психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира.
Обучающиеся СПО – юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни. Таким образом, в произведениях классиков литературы можно проследить тему толерантного отношения к людям другой национальности, другой веры, социального положения, тему поиска компромисса и интереса к жизни во всем ее многообразии.
Так, например, произведения замечательного русского писателя А. Платонова входят в ныне действующую программу по литературе. Творчество Платонова близко мне тем, что оно позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным сердцем”. Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, мне кажется, не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра.
И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по-человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они “одно дыхание, единое, теплое живое существо” (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная моя задача – помочь детям понять это, потому что “больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все” (А.Платонов).
Многому может научить произведение А. Астафьева «Царь - рыба». Приведу отрывок из урока (обобщение) по изучению данного произведения.
1.Зачем писатель В.Астафьев поведал эту историю?
- Она напоминает всем о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется и может совсем погубить нас.
2.Где автор видит истоки зла? Как убеждает нас в этом?
- В личности героя, которая оказалась с серьезным изъяном, гнильцой. Увидеть этот глубоко скрытый в человеке порок нам помогли как оригинальный способ повествования, так и яркий образ оборотня.
3.Что спасает Игнатьича?
- Голос в душе, который как говорится в тексте, жил в левой стороне груди, - наверное, это голос совести, стыд за ненасытную жадность браконьера.
- Воспоминания о деде, его заветах.
- Глубокое раскаяние в поступке по отношению к Глаше Куклиной, покаяние перед ней за непрощеное зло, перед матерью – природой.
4.Что испытал Игнатьич после покаяния?
- Освобождение.
5.Вспомните рассказы В.Астафьева, изученные нами ранее, выводы, которые мы делали после освоения каждого из них. Как сам В.Астафьев назвал такие уроки – выводы? Сформулируйте мысль, идею, ради которой написан рассказ «Царь – рыба».
- Астафьев назвал поучительные истории затесями. Как затеси в лесу помогают не заблудиться, так и нравственные выводы из его рассказов становятся ориентирами в жизни. “Царь-рыба” воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные поступки человека обязательно ждет возмездие.
Воспитание толерантности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Обучающийся должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит обучающихся в сложный мир человеческих взаимоотношений.
Перед учебными заведениями стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.
Литература
1.Бондарева С.К., Колесов Д.Д. Толерантность. Ведение в проблему. УМП,2003.
2.Рожков А.С., Байбородова Н.В, Ковальчук С.В. Воспитание толерантности у школьников. Академия развития, 2005.
3.Тулаева Е.Б. “Я тоже всему свету нужен” “Юшка” и “Неизвестный цветок” А.Платонова. Журнал “литература в школе” № 7, 1998.
4. Терентьева Н.П. Учить любить человека. Рассказ “Юшка”. Журнал “Литература в школе” №2, 1997.