Романычева Наталья Владимировна,
учитель математики «МОУ СОШ №16»
г.Орехово-Зуево
Воспитательная работа на уроках математики.
«Хорошее в человеке всегда приходится проектировать, и педагог это обязан делать»
А. Макаренко
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Издавна известно: «Учитель, воспитай ученика!». Не «научи», что так естественно, а «воспитай»! Что же стоит за этим «воспитай»? Воспитание в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.
Воспитательная цель при обучении математике – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания. Воспитание в процессе обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл знаниям. Благодаря такой переориентации понимания воспитания появляется возможность обращаться к тому в личности ученика, что представляет для него наибольшую ценность.
При реализации воспитательной функции на уроках математики первое, с чем приходится столкнуться учителю, это выдвижение воспитательных задач к уроку. Для каждого учебного предмета задачи должны быть свои. Поэтому необходима диагностика уровня воспитанности каждого ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели. Далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.
Проанализируем некоторые моменты урока с воспитательной точки зрения.
Начало урока – это очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу.
1. Можно начать урок «раскручиванием» формулировки темы. На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вдумчиво вчитаться в нее и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога «ученик-учитель», «ученик-ученик». В результате решается сразу несколько педагогических задач, а именно:
• Ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.
• Перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества.
• Ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации, вследствие чего происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.
• Эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера.
Ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализуя нравственное воспитание.
2. Урок можно начать с выполнения упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию.
Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, можно организовать самостоятельное открытие формулы «куб суммы (разности) двух выражений». Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула открыта и записана на доске, делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание.
3. Урок можно начать с практической работы исследовательского характера.
Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока проведем мини-практикум: раздадим каждому вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предложим с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая – появляется гипотеза, которую нужно доказать. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.
Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами, а именно:
1. На уроке по геометрии работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания – загадки «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.
2. Работа в парах с применением тренажеров для устного счета. Использование на уроке подобных тренажеров позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет. Использование на уроке тренажеров позволяет рационально распределить время урока, оперативно проверить всех. Эта форма работы воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.
На уроках математики важно говорить ребятам об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о полезности математики, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. На уроках нужно стараться погружать ученика в историю развития математики как науки.
Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, но обязательно задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая, таким образом, задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Задачи содержат в себе огромные ресурсы для воспитания личности, самореализующейся и самодостаточной.
Разнообразный контроль на уроке математики также позволяет решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, перфокарты, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты, электронные тесты и т.д. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.
Воспитание у детей творчества и самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ, темы и виды их безграничны, ибо творчество – это простор мысли и свобода выбора, это взлет фантазии и вдохновения, это неординарность мышления и нестандартность действий.
Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки. Такую работу можно проводить с учениками, начиная с 5 класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить собственную математическую сказку. Благодаря сказкам, ребенок начинает отличать реальное от необычного. Сказки развивают воображение и первые навыки критического мышления, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения.
Немаловажный воспитательный эффект на уроках так же имеет игра.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность,
активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.
Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ, при этом делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания.
Воспитывающий успех урока зависит от эмоционального уровня общения. Эмоциональный уровень урока – это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Пользуясь на уроке методом рассказа и беседы, нужно создавать атмосферу задушевного разговора с детьми, во время которого даются разнообразные задания. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано.
Структура урока отвечает за то, что происходит с личностью ученика, оказавшегося под воздействием однообразной или разнообразной структуры урока. Если урок ежедневно выстроен по одной и той же схеме: оргмомент, опрос, объяснение, упражнения и т.д., то такой урок сформирует у ребенка лишь способность воспроизводить (репродуктивность). Ребятам надоедает скучный схематизм и бесцветность однотипных уроков. Воспитательные последствия этого – следовать моде, жизнь по заведенному порядку, следование стандартам. Структурно-сюжетное разнообразие уроков (уроки-экскурсии, уроки-панорамы, уроки-сказки, путешествия, конференции и т.д.) приведет к воспитанию исследователя, творческого человека. На таких уроках учитель предоставляет возможность ученикам размышлять, самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы, отстаивать свою точку зрения. Педагог прислушивается к каждому высказыванию ребенка, ищет в нем рациональное зерно. Это способствует развитию таких личностных качеств, как пытливость, критичность.
Итак, любой урок математики несет в себе огромный воспитательный потенциал, и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. Будучи элементом воспитания, урок не перестает оставаться частью жизни ребенка. И характер протекающей на уроке жизни становится качеством наглядного образа жизни, достойной человека. А процесс воспитания на уроке – это сама жизнь ребенка, и должна она проживаться на уровне современной культуры.