СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Направления развития персонала"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке прилагается документ, в котором содержится информация на тему "Направления развития персонала"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Направления развития персонала"»


Управление педагогическим персоналом представляет собой воздействие руководителей образовательного учреждения, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед организацией. При разработке концепции управления персоналом рассматривается принцип «Педагоги-специалисты – главное достояние образовательного учреждения». Учет мотивации, потребностей, интересов и ценностей каждого учителя – залог успеха в работе руководителя.


Главное достоинство «Средней школы №11 города Макеевки» – слаженный коллектив преподавателей, большинство с первой и высшей квалификационной категорией и огромным опытом работы. Многие учителя школы трудятся в ней на протяжении многих лет и являются законодателями и носителями школьных традиций. Так сложилось, что новой сотруднице, которая пришла в школу не так давно в качестве учителя, через год предложили должность заместителя директора по воспитательной работе. Ее задача – не только «влиться» в уже сложившийся коллектив, но и добиться доверия и авторитета, как руководителя. Было бы более доверительное отношение – если бы она проработала несколько лет, зарекомендовала себя в этой школе хорошим учителем и была назначена на эту должность. Сама ситуация диктует специфику управления.


Образовательное учреждение как организация со своими правилами

В школе уже сложились свои правила, как гласные, на уровне руководства, так и негласные, на уровне человеческом. Завуч, как человек новый, свой «устав» не навязывает. Но в тоже время, перед ней поставлены определенные управленческие задачи. Как человек инициативный и творческий, и уже с опытом педагогической работы, пусть пока небольшим, новый управленец спокойно что-то предлагает, поддерживает и бережно хранит традиции школы. Предложения пока не носят директивный характер, а представлены в виде советов или рекомендаций. На данном этапе позиция следующая: «А как Вы думаете…», «А что если мы попробуем так….». Один из основных принципов взаимоотношений педагогов школы – сотрудничество и взаимопомощь. Учителя приняли нового сотрудника в коллектив, во всем содействуют и помогают. Директор и заместитель директора по учебно-воспитательной работе всесторонне помогают и поддерживают молодого администратора, интересуются ее работой, не поучают, а поддерживают. Если возникают мелкие проблемы, они берут их на себя.


Развитие доверия и навыки ведения персонального диалога как важная составляющая управленческой эффективности

Приятно руководить коллегами, которыми не нужно руководить. Они сами все знают: как и в какие сроки, отчеты сдавать, какую информацию заместителю директора нужно для них найти….Опыта и авторитета достаточно, чтобы не было особых проблем с учениками, с удовольствием воспринимают посещения уроков. Сначала молодой администратор боялась, что подумают: «Саму еще учить надо, а она контролировать пришла». На деле получается совсем наоборот. Даже учителя, умудренные опытом и возрастом, спрашивают совета и нового взгляда на преподавание. Конечно, советы дает, но тоже не с оттенком рекомендации или замечания, а с оттенком обмена опытом. Когда спрашивают: «Ну, какие замечания и рекомендации по уроку?», она говорит: «Какие замечания у вас, с Вашим-то опытом! У Вас надо учиться, а не контролировать. И вообще, цель визита – не Вас проверять, а посмотреть, как ученики занимаются. Вот Ваня показался мне…(и описывает характер) и вот у меня был такой случай….(или такой ученик….) – и описывает ситуацию из своей практики. Обсуждают с большим интересом учеников и разные интересные методы и формы преподавания. Никто не обижается. Очень приятно, что даже учителя, выучившие не одно поколение, тщательно готовятся к урокам, которые посещаются по плану ВШК, и стараются показать самые лучшие стороны учеников.

Еще один очень интересный контингент учителей, с которыми работает заместитель директора по воспитательной работе– молодые специалисты. Они - очень творческие, активные и перспективные преподаватели. Молодой завуч с ними в очень тесном контакте: делятся и проблемами, и находками, и постоянно консультируются. Она – человек открытый к общению. Их надо поддерживать и поощрять за каждое достижение. Недостатки, если есть, тоже не должны остаться без внимания. Но они требуют рекомендательной деликатности. Если ругаться и «громить» уроки – это навсегда «отобьет» желание заниматься педагогической деятельностью. Если возникают проблемы с дисциплиной учащихся, администратор всегда на стороне учителя. Никто не имеет права мешать работать. Учитель достоин уважения. Показывает положительные стороны педагога. Молодые коллеги с удовольствием посещают уроки опытных учителей, участвуют в районных семинарах.


Максимальное использование человеческого ресурса как задача управления организацией


Важные понятия в психологии управления - систематическое повышение квалификации, развития мотивации и творческого потенциала сотрудников школы с целью их максимально эффективного использования для стратегических целей организации. Диагностика сильных сторон личности профессионала, развитие чувства принадлежности и готовности работать в команде (партнерских установок).

Этим новый заместитель директора и занимается. Работает в сотрудничестве со всеми учителями школы, защищает и поддерживает их, планирует повышать квалификацию на занятиях курсов. Изучает психологические и профессиональные особенности и потребности каждого педагога, дает возможность проявить себя с лучшей стороны. Когда она, как коллега, пусть не совсем пока, как руководитель, принята коллективом – можно и стратегические задачи решать.

Культура достоинства как мировоззрение и основание для развития конструктивной мотивации в образовательном учреждении:

- поддерживать чувство интеллектуальной и коммуникативной состоятельности;

- научить учителя влюблять в свой предмет детей и родителей;

- организовать процесс передачи этого профессионального опыта;

- поощрять и поддерживать попытки учителей учить молодых;

- поощрять вклады в групповые отношения (чувство «быть нужным»).

В школе уже годами сложилась традиция – взаимное посещение уроков. Эта традиция распространяется на всех учителей, не только на молодых специалистов. А последние, к счастью, всегда находят помощь и поддержку у опытных учителей при подготовке к урокам. Ежегодно проходит своеобразный «педагогический марафон» - серия открытых уроков с целью обмена опытом. Все педагоги, независимо от возраста и квалификации, дают свои уроки и посещают уроки коллег. Новый завуч с радостью поддерживает традицию.

Оптимизация обязанностей членов педагогического коллектива и переосмысление их по типу «личных вкладов» приводит к разгрузке, с одной стороны, и повышению осмысленности действий, с другой.

Как мы уже говорили, коллектив школы №11 очень сплоченный, всегда чувствуется помощь и поддержка друг друга. Наше общее дело – воспитание и обучение наших учеников и каждый вносит посильный вклад. Задача заместителя директора – увидеть, кто из учителей к какому виду деятельности склонен (кто-то проектами занимается, кто-то пишет сценарии спектаклей для школьных мероприятий, музыку и тексты песен, кто-то усиленно готовит учеников к олимпиадам и интеллектуальным марафонам, у кого-то всегда можно проконсультироваться по вопросам использования ИКТ) и дать возможность продемонстрировать результаты труда школьников по руководством заинтересованного преподавателя.




Развитие и поддержание собственной инициативы педагогов

Создание временных творческих коллективов по работе над различными проектами.

Педагоги школы – инициативные и творческие люди, в течение года систематически организовывают интересные мероприятия для детей. При подготовке проекта – самое главное – распределение обязанностей в соответствие со способностями и интересами и чертами характера каждого педагога. Например, у одного из учителей характер точный и скрупулезный – он будет с детьми «оттачивать» технику речи, интонацию, произношение до автоматизма, у другого – в голове «творческий беспорядок» - он не так придирчив к мелочам, но может составить интересные задания для конкурсов, сделать презентацию с видео и аудио монтажом, озвучиванием учащимися отдельных эпизодов, музыкой, постановкой танцевальных номеров. Репетируют вместе оба преподавателя с детьми, но баланс соблюден.


Заключение

Вот 5 шагов успешного руководителя. Рекомендации практического психолога.

1 шаг. Описание сильных сторон личности профессиональные способности и компетенции. Описание ведущих мотиваций, в том числе и мотива «плохого» поведения, если таковой имеется в качестве часто встречающегося мотива поведения.

Для 1 шага потребуется:

От привычного отношения к сотруднику перейти к исследовательскому отношению.

Можете ли Вы ответить на вопрос о том, как живет этот человек, какое настроение ему, как правило, соответствует, что его печалит или радует в частной жизни, любит ли он свою работу, если да, то за что?

Для исследовательской установки нужно:

  • Проявлять позитивный интерес.

  • Собирать и точно формулировать факты.

  • Избегать субъективных оценок.

Составлять конкретные, а не общие описания, избегая слов «всегда», «никогда», «ничего», «все время».

2 шаг. Разработка тактики укрепления доверия и развития межличностных отношений в системе «руководитель – подчиненный». Выбор приемов и методов поддержки и одобрения. Разработка индивидуального стиля эффективного поручения.

Для 2 шага потребуется:

Научиться понимать сотрудника, взглянуть на мир как бы из его субъективного бытия, почувствовать его.

Объективно описать, в чем этот человек силен: может и готов делать.

Найти индивидуальный способ формулировать поручения для этого сотрудника с учетом его способа мышления и чувствования

Найти способ наиболее эффективной приемлемой похвалы

Для выращивания доверия необходимо развивать собственное мужество: способность выдерживать неопределенность и отрицательные опыты.

Не нужно требовать от себя в отношениях больше, чем-то, что вы сможете вынести.

3 шаг. Разработка тактики элиминирования незрелого поведения на случай его проявления. Разработка индивидуальной тактики контроля, отчетности и оценки работы

Для 3 шага потребуется:

Деликатное применение стратегии твердого, но неагрессивного поведения в коммуникации, требующей выполнения правил. Роль руководителя – следить за выполнением совместно принятых правил.

Привлечение внимания — некоторые учителя выбирают незрелое поведение, чтобы получить особое внимание от администрации и коллег. Они все время хотят быть в центре внимания, отнимая слишком много времени и сил у окружающих, не оставляя в общении пространства кому-нибудь еще.

Власть — некоторые учителя неадекватно ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над всеми и каждым, в том числе – над руководителем. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в отношениях и в организации порядок.

Месть— для некоторых учителей главной целью их присутствия в школе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как коллеге, так и руководителю, а также кому-то из учеников или всему миру.

Избегание неудачи — некоторые учителя так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям администрации, учеников и родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими управленческими ухищрениями завуча или директора.

Руководителю необходимо знать истинный мотив поведения сотрудника, чтобы правильно строить свое собственное поведение и не поддаваться на провокации этого незрелого «детского» поведения.

Знать истинный мотив поведения подчиненного руководителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции подчиненного на то или иное поручение или замечание.

Чтобы достичь эффекта, воздействие должно быть быстрым и верным.

«Быстрым» — не значит импульсивным, спонтанным. Это ни в коем случае не должна быть агрессивная реакция. Она просто должна остановить проступок здесь и сейчас.

«Верным» означает учитывающим истинную цель поведения подчиненного. Например, техника отсроченного реагирования подходит к людям, ищущим власти, но не подходит к боящимся неудачи.

В зависимости от результатов диагностики руководитель может спроектировать наилучший способ контроля профессиональной деятельности данного сотрудника (что именно, как часто и кто будет выполнять внутренний аудит в организации).

4 шаг. Включение педагогов в различные организационные проекты в соответствии с его ценностями и пожеланиями.

Для 4 шага потребуется:

Для ответа на вопрос о максимальном развитии кадрового потенциала важно правильно построить разговор с сотрудниками на эту тему. Важно учитывать возможности сотрудника и его мотивы.

Не стоит давать задач выше уровня возможностей (по возрасту, здоровью, загруженности), иначе вы вызовете только избыточный стресс и окончательно разрушите мотивацию.

5 шаг. Разработка стратегии карьерного и профессионального роста в данной организации.

Для 5 шага потребуется:

Обсудить с подчиненным его собственные представления о позитивном развитии и карьерных перспективах для себя, предложить свое видение его карьеры в вашей школе, дать время на «переработку» информации, поскольку она имеет важное биографическое значение для личности, не торопить с согласием.

Научиться принимать отказы подчиненных без личных обид.


Список литературы:

1. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы /М.: Центр «Пед.поиск», 2000 – 160с.

2.Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2000.

3. Поддубный С.Е, Смирнова НЛ., Хащенко В.А. Влияние индивидуально - психологических характеристик подчиненных на представления об идеальном руководителе // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М, 1999. С. 190-202.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!