СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья"Народная игра- как средство формирования у ребенка чувства сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье размещены народные игры для детей ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Статья"Народная игра- как средство формирования у ребенка чувства сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины"»

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №6








«Народная игра как средство формирования у ребенка чувства сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины.»







Музыкальный руководитель:

Рубахина Лариса Юрьевна








2023г.



Актуальность:

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о своих традициях и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. У детей необходимо формировать такие важные для каждого человека черты, как доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, любовь к Родине. Именно в детстве зарождается любовь к ней.Человек без Родины – это человек без прошлого, настоящего и будущего. Поэтому важно, чтобы дети росли и созерцали достояние своей страны и своего народа. От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется через постоянное изучение фольклора, народных ремѐсел и традиций. Большое место в духовно - нравственном воспитании детей отводится народным играм, особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. Народные игры считаются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде. К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития нравственных чувств.Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Можно смело сказать, что народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Цель:

приобщение детей к народной культуре России посредствомрусских народных игр.

Задачи:

  • знакомить с народными играми;

  • воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к близким людям;

  • воспитывать на примере игр желание перенимать и хранить народные традиции;

    • способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей;

  • расширять словарный запас детей;

  • развивать память, внимание;

    • развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.


Народные игры- удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение. Игра очень важна и для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности. Т. е. народные игры являются мощным средством всестороннего развития ребенка. В русской народной игре, как и в любой другой, есть свои правила, которые обязаны соблюдать играющие. Поэтому игры воспитывают выдержку, учат честности, справедливости. В играх используются различные атрибуты, спортивный инвентарь; музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.Многие русские народные игры начинаются с заклички или сговора, выбора ведущего (считалкой или жеребьевкой). 

В разучивании народных игр используются следующие методы: словесный; наглядный; практический.


Словесный метод:

  • рассказы об игре, ее правилах;

  • объяснение значений старинных слов;

  • беседы с элементами диалога;

  • вопросы - ответы;

  • заучивание текста народных игр.


Наглядный метод:

  • рассматривание иллюстраций к играм;

  • рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

  • рассматривание костюмов;

  • показ презентаций.


Практический метод:

  • проведение игр;

  • изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

  • проведение праздников и развлечений;

  • консультации для родителей;

  • консультации для педагогов.



Условно народные игры можно классифицировать следующим образом:

• пальчиковые игры;

• сезонно – обрядовые игры;

• бытовые игры;

• игры, отражающие отношение человека к природе;

  • игры – ловишки;

• состязательные игры,

• орнаментальные игры

• музыкальные игры без слов

  • хороводные игры.

Пальчиковые игры.

С раннего детства нам знакомы игры с пальчиками. Здесь движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. А мы в своей практике используем эти игры на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду. В раннем возрасте – индивидуально и с малыми группами, с ребятами постарше используем пальчиковые игры как физкультминутку, организационный момент перед началом занятия, часть речевого занятия.

ИГРА «Замок»

П усть малыш повторяет за вами ваши движения.

На двери висел замок. Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие

Да никто открыть не мог. скрестите.



Потянули - Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны.

Покрутили - Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки,

то в сторону левой.

Постучали - Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга.

И открыли - Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.

Сезонно - обрядовые (календарные) игры

Видео-приложение № 1. Игра «Масленница».

Это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Масленница», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко», и др.

ИГРА «Масленница»

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица останавливается между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Бытовые (трудовые) игры

Видео-приложение № 2. Игра «Клубок».

С историческим наследием русского народа знакомят игры бытовые, в которых отражаются повседневный труд наших предков.К ним относятся игры: «Горшки»,«Клубок»,«Прялица», «Катай каравай»,«Дедушка-рожок», «Удочка» и др.

ИГРА «Горшки»


Играющие разделяются на две группы. Дети - горшки,  садятся на корточки или образуют

круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшкаВодящий (покупатель) проходит

внутри круга, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:


Покупатель: «Почем горшок?»

Продавец : «По денежке»

Покупатель: «А он не с трещиной?»

Хозяин горшка: «Попробуй!»

«Покупатель» легко ударяет пальцем по «горшку»

Покупатель «Крепкий. Давай сговор!»


«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:


«Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!»


Со словом «Вон!» «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горш­ков». Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот — «хо­зяин», а опоздавший становится водящим.


Игры, отражающие отношение человека к природе.

Видео-приложение № 3. Игра«Тетёра» .

Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.Это такие русские народные игры, как: «Зайцы в огороде», «У медведя во бору», «Тетёра», «Летели две птички», «Ворон», «Филин и пташки», «Медведь и медовый пряник» и др.

ИГРА «Ворон»

Дети стоят по кругу. «ворон» - в центре.

О й, ребята, та-ра-ра. (дети дробным шагом идут к центру)

На горе стоят гора.

А на той горе – дубок ------(так же отходят назад)

А на дубе воронок ------(ворон кружится, разведя руки в стороны)

В орон в красных  сапогах (все танцуют, выставляя ногу на пятку)

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу

Он играет во трубу. ------ (имитируют игру на дудке)

Т руба точенная (хлопают в ладоши, пляшут)

Позолоченная,

Труба ладная

песня складная


С окончанием все закрывают глаза,  «ворон» ходит  по  кругу. Пробегая за детьми он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг и игра повторяется



Состязательные игры

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при состязательных играх, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

К ним относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетягивание каната», «Ловишки», «Холсты» и др.)

ИГРА «Тяни холсты»

Двое играющих ребят становятся друг против друга на поставленные коврики, чурки, обручи.

Берут обеими руками за концы холста. Поют:

«Тяни холст, будет толст!

Это Ванин холст!

Это Машин холст.

Раз, два, три – тяни!».

Дети тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с места. Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.

Игры – ловишки

Видео-приложение №4. Игра «Дударь», «Горелки».

Игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, умение ориентироваться в пространстве. В этих играх выбирается водящий –игрок выполняет какое-то действие или ведет игру. («Горелки», «Заря Зарница» «Селезень и утка», «Дударь», «Море волнуется», «Сижу на камушке»)

ИГРА «Заря заряница»


Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:


Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые, 
В ленты обвитые.

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.



Орнаментальные игры.

Видео-приложение № 5. Игра «Плетень».

Игры, во время которых, участники двигаются в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строилась так, что участники изображали какое-либо архитектурное сооружение – плетень, мост, либо природное явление – шум ветра, метель, или какой- либо производственный процесс. Орнаментальные игры были близки к хороводным и исполнялись в основном девочками. («Плетень», «Ткачиха», "Челночок", "метелица" и т.д.)


Драматические (с элементами театрализованных действий) игры

Это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться
в какого-либо персонажа. («Баба Яга», «Ровным кругом», «У бабушки Маланьи» и др.)

ИГРА «У бабушки Маланьи»

По считалке дети  выбирают водящего – “Маланью”, ставят в центр круга. Все остальные ходят и пропевают текст. На слова “с такими глазами”  дети останавливаются и изображают то, о чем говорится: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д. После слов “делали вот так” “Маланья” показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того “Маланья” выбирает и ставит в центр круга на свое место.


У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей – все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на нее глядели.

Делали вот так.

Как?

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.


Хороводные игры

Среди народных игр выделяется огромный пласт - хороводные игры. Это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение, музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов. Построение хоровода — круг — воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создаѐт ощущение равенства. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы. Хороводные игры являются музыкально-ритмическими. Дети двигаются по кругу и совершают дополнительные движения в такт музыке. Они развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.

Наши любимые хороводные игры: «Где был Иванушка?», «Березка», и другие.

Хороводная игра-закличка.

Весна, весна – красная,

Приди, Весна, ясная,

Приди, весна с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными!






Вывод.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Играя с детьми в русские народные игры, мы добились следующих результатов: у детей возрос интерес к русскому народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о Родине – России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности. Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами, у них сформировалось умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки. А самое главное, дети начали использовать игры в свободной деятельности и на прогулке.

Таким образом, игра является той формой организации музыкального воспитания детей, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она связана со всеми видами их деятельности, способна пере­расти в обучение, в творчество, в терапию. Игровые песни объединяют задачи педагогов и детей, связывают их чувства, устремления и настроения, погружают взрослых и детей в особый мир – мир доброй и мудрой народной музыкальной культуры. Эти игры – мостик между сердцами, между учениями и развлечениями, между прошлым и будущим. Этим и определяется место игры в педагогическом процессе музыкального воспитания детей.