Народные промыслы изделий из кожи
Художественная обработка кожи имела большое распространение в народных промыслах мира. Это ремесло рождало на свет все новые и новые произведения, как мистические амулеты и сувениры, так и бытовые приспособления и одежду. По народным промыслам кожаные изделия подразделяются на эстонские, латвийские, литовские, казахские, татарские и прочие. [1, c.184]
Мы не ставим своей задачей рассмотреть все изделия из кожи разных народов. Остановимся на наиболее типичных и оригинальных.
Эстонские изделия
Одно из ведущих мест по выпуску художественных изделий из кожи союзными республиками принадлежит республикам Прибалтики. Промысел художественной обработки кожи на территории Эстонии возник в глубокой древности.
Издавна носили эстонцы, литовцы и латыши кожаные пояса, жилеты и туфли, расшитые цветными нитками. Эти изделия и сейчас являются принадлежностью национального костюма.
В настоящее время традиции художественной обработки кожи развивают мастера ряда городов Эстонии: Таллина, Тарту, Вилянди, Эльвы. Наиболее крупные предприятия находятся в столице Эстонии. Это комбинат «Линда», куда входят три сувенирных цеха в г. Тарту, Вилянди, Эльва Министерства легкой промышленности республики, ателье искусственной обработки кожи, комбинат «АРС» Художественного фонда Эстонии и в небольшом количестве — надомники объединения «Уку». [7, c.230]
Основной материал для изготовления художественных изделий на предприятиях Эстонии — кожи растительного, комбинированного и хромового дубления: опоек, выросток, велюр, лайка и другие; для подкладки — шевро, шеврет.
Техника обработки кожи — тиснение, гравировка, резьба, обжиг, батик и сочетание штамповки с батиком. Изделия украшают росписью красками, оплеткой сложным плетением краев изделий, металлом, вышивкой, аппликацией, используется также золочение и механическая штамповка с помощью клише с последующей ручной расцветкой рисунка. [7, c.235]
Отличительной особенностью эстонских кожаных изделий является цветовая гамма — она теплая, в ней преобладают кремовые, коричневые и красные тона. Но основной отличительной чертой является орнамент. Он в большинстве случаев геометрический. Но применяются и растительный, сюжетно-тематический, национальный орнаменты, а также комбинация геометрического и растительного орнаментов. В последние десятилетия на художественных изделиях из кожи появились изображения птиц, человеческих фигур и различных этнографических предметов — деревянных кружек, резных пряслиц и пр. [7, c.241]
Ассортимент изделий широк и составляет главным образом предметы сувенирного характера и подарочного ассортимента: разные блокноты и настольные блоки, телефонные книжки, закладки для книг, кисеты для табака, портсигары, сигаретницы, фотоальбомы, сувенирные куклы. Из предметов утилитарного назначения выпускаются коробки для фотокарточек, украшений, футляры для магнитофонных лент, обложки разного назначения (для книг, почетных грамот, водительских прав, проездных билетов, комсомольских и партийных билетов), футляры (для очков, ключей), подвески, бирки для чемоданов и пр.
Эстонские изделия из кожи имеют в большинстве своем прямоугольную плоскую форму. Только коробки и кошельки встречаются иногда овальной, круглой и многоугольной формы. Новым в ассортименте является выпуск разнообразных коробок: квадратных, круглых, прямоугольных, больших и маленьких, одноцветных, с выжиганием, раскраской, гравировкой и многоцветных (красных, коричневых, синих, белых, а также комбинированных — белого и синего цветов). На производстве коробок специализируется сувенирный цех в г. Тарту. Но вырабатываются они и на комбинатах «Линда» и «АРС». Кроме перечисленных изделий сувенирный цех в г. Вилянде изготовляет комплекты для игры в бридж, а сувенирный цех в г. Эльва — большие почетные адреса, настольные папки и комплекты закладок для книг с изображением человеческих фигурок в национальных костюмах Эстонии. [7, c.245]
Латвийские изделия
Латвия занимает одно из ведущих мест по производству высокохудожественных изделий из кожи. Основным предприятием по выпуску этих изделий в настоящее время является объединение народных художественных промыслов «Дайльраде». [7, c.311]
Для художественной обработки кожи мастерами объединения используются натуральные кожи: юфть, свиная и велюр. Отличительной чертой латвийских изделий является техника изготовления и декорирования — они используют в основном тиснение и раскраску.
Художники и мастера республики, богатой замечательным «солнечным камнем», широко используют его при изготовлении высокохудожественных сувенирных и подарочных изделий из кожи: поздравительных адресов, обложек для адресов, блокнотов. Для украшения изделий из кожи применяются также металл, соломка и другие материалы.
В ассортименте латвийских изделий из кожи всевозможные обложки (для книг, паспортов, водительских прав, проездных билетов, адресов), футляры (для карт, ключей, очков), различные коробки (для карандашей, украшений), блокноты (для писем, конвертов), кошельки, бумажники, ремни, закладки для книг, копилки и другие предметы утилитарного назначения и сувенирного характера. [7, c.321]
Литовские изделия
Литовцы славились искусством художественной обработки кожи с давних времен. Следуя традиции старинных переплетчиков, современные мастера изготовляют альбомы, записные книжки, переплеты для книг, обложки для торжественных поздравлений, ларцы и шкатулки для туалетных принадлежностей, разнообразные кошельки, в том числе шейные кошельки-украшения, сумки, ремни и др. Орнамент литовских кожаных изделий — виды городов, архитектурных памятников, жанровые картинки, что является главной их особенностью. [7, c.343]
Киргизские изделия
В небольшом количестве сувенирные изделия из кожи выпускает цех кожгалантереи объединения «Кыял» в Киргизской ССР. Материалом для них служат натуральные (шеврет, юфть) и искусственные кожи. [7, c.354]
Казахские изделия
Сувениры и художественные изделия из кожи в Казахской ССР производят Алма-Атинская и Чимкентская кожгалантерейные фабрики.
В качестве основного материала казахские мастера используют главным образом юфть. Техника изготовления изделий — выжигание. Для украшения часто применяют металлы и пластмассу. Кроме кошельков, портмоне, деловых и адресных папок, футляров для очков, ремешков для часов и кожаных поясов, декорированных камнями и накладками из металла, выпускаются оригинальные сувениры из кожи: самоварчики, пиалы, сундучки и другие изделия сувенирного и подарочного характера. [7, c.360]
Татарские изделия
С древнейших времен на территории Татарии существует тачальное производство. В XIX—XX вв. центром сапожного промысла становится Казань.
В советское время (1930) в Татарской автономной республике организуется артель. Сейчас над выпуском художественных изделий из кожи в Татарии трудятся мастера Арской фабрики национальной обуви, находящейся в деревне Клачи, и Казанской кожгалантерейной фабрики. [7, c.365]
Основным материалом для производства художественных изделий из кожи служат хромовые кожи и сафьян. Из вспомогательных материалов используются шелковые, золотые или серебряные нити. Изделия украшают кожаной мозаикой. Процесс изготовления изделий включает следующие операции: вырезка разноцветных кусков кожи, их сшивка, окантовка ручным тамбурным швом (цепочка, звенья которой заходят одно в другое) или цветной строчкой. Орнамент татарских национальных изделий из кож растительный.
Ассортимент Арской фабрики стабилен — национальная обувь (дорожные туфли и сапоги). Казанская кож-галантерейная фабрика вырабатывает сумки разнообразных форм (большей частью круглые), портмоне круглой формы, деловые папки с надписями и изображениями. Декорируются сумки и портмоне кожаной оплеткой. [7, c.370]
Изделия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока
Художественная обработка изделий из кожи и меха занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве чукчей и эскимосов. Она тесно связана с их бытом и известна с давних времен. И сегодня почти в каждом чукотском поселке живут мастерицы, владеющие многими приемами художественной обработки кожи и меха. [7, c.371]
В 1972 г. при костерезной мастерской в Уэлене было организовано отделение по художественной обработке меха и кожи, где и в наши дни трудятся искусные мастера.
Основным сырьем служат шкуры оленя, нерпы, моржа, лахтаки, собаки, песца, россомахи и других животных, которые в зависимости от возраста животного, сезона (когда была снята шкура), способа обработки имеют разные названия и идут на изготовление определенных видов изделий. Кроме шкур используются сухожильные нитки, выработанные из спинных и ножных сухожилий (жил) оленя, а также хлопчатобумажные нитки разных цветов, фарфоровый и стеклянный бисер, стеклярус (разновидность бисера). [7, c.376]
Для работы мастера используют доски (необходимы для выкрашивания вещей, для размягчения и выделки шкур), скорняжные ножи для нанесения мелких порезок на коже, ножницы; иглы, наперстки и пр. Изготовляют изделия вручную.
Изделия из кожи украшают продернутым ремешком, рельефным декоративным швом, росписью, вышивкой оленьим волосом, цветными нитками, аппликацией. Меховые изделия выполняют в технике мозаики, аппликации.
Ассортимент изделий из кожи и меха включает: тапочки, сапоги, перчатки, рукавицы, женские сумки, кухлянки (глухие двойные меховые рубашки с капюшоном типа мехового пальто), коврики, диванные подушки, головные уборы (капоры и др.), мячи и пр. [7, c.381]
Корякские изделия
Художественная обработка меха на Камчатке связана с домашними ремеслами, издавна бытовавшими в суровых климатических условиях Севера. [7, c.390]
Материалом для выработки изделий служат в основном шкуры оленя. Техника изготовления — мозаика. В меховой мозаике применяются разнообразные узоры: ромбы или квадраты из полос темного и светлого меха, сшитые между собой в шахматном порядке, кружочки (одинарные и двойные), зигзагообразные белые полосы, вшитые в темный фон меха. Иногда в меховые темные геометрические детали вставляются охристо-коричневые или черные детали из кожи.
В ассортимент входят: кухлянки, стаканники (вид верхней одежды, похожий на кухлянку, но без капюшона и боковых вставных клиньев), конайты (мужские зимние и летние штаны), женские и детские двойные комбинезоны, торбаса (традиционная корякская обувь), малахай (мужская шапка), рукавицы. Особое место в ассортименте занимают коврики. [7, c.390]
Отличительная черта корякской одежды — широкая меховая полоса, пришитая к подолу и служащая предмет-том особого украшения. Декорирование меховых изделий часто строится на чередовании темных и светлых шкур. Любимым материалом для меховой одежды у коряков является шкура пятнистого оленя, где используется естественный узор, иногда пестрая шкура комбинируется с одноцветной. Для орнамента характерно совмещение разновеликих фигур, одинаковых по форме. В узорах меховых ковриков сочетается традиционный геометрический орнамент с изображением животных и людей.
Некоторые изделия (например, торбаса, головные уборы, сумки) коряки украшают бисером, применяя технику нашивания. Для этого вначале подбирают бисер по цвету и размерам и определяют цветовой порядок его нашивания. Затем, нанизав бисер на иглу с нитью, нить с бисером укладывают на основу, направляя ее по контуру узора. Другой иглой с ниткой закрепляют нить с бисером продольным стежком. Далее полоску кожи или сукна с нашитым бисером вшивают между кусками основного материала.
Вышивка нитками является традиционным способом украшения изделий коряков. Вышивают «козликом». Вышитый узор повторяет геометрический орнамент, характерный для меховой мозаики. [7, c.395]
Якутские изделия
Как и все народы Севера,якуты широко использовали мех и кожу, и прежде всего для шитья одежды. Повседневная одежда отделывалась меховой мозаикой, ровдужными вставками и бахромой, праздничная — серебряными украшениями. [7, c.398]
Но наиболее богато украшался конский чепрак: он обшивался широкой бархатной каймой красного или черного цвета, к нему пришивались ровдужные кисти с широкой нарезной бахромой. В центральной части чепрака выкладывался узор в виде крупной лировидной фигуры с отходящими от нее симметрично в обе стороны и заполняющими ее внутри крутыми спиралевидными завитками и прямыми древоподобными отростками. В прошлом на чепрак нашивались, вероятно, серебряные, а то и золотые «бляшки». В образцах чепраков, дошедших до нас, бляшки окаймлены и промежутки между ними заполнены цветным бисером. Современные мастера, продолжая древние традиции, и сегодня изготовляют из меха разные виды одежды. Материалом служат оленьи шкуры, камус, мех лисы, песца, россомахи.
В ассортимент якутских изделий входят: парка (зимняя одежда без воротника с полами встык), соккуй (глухая одежда с капюшоном), торбаса и традиционный чепрак. Сегодня чепрак не играет той важной роли в хозяйстве, которую он играл до XX в., а является предметом декоративно-прикладного искусства и используется обычно как декоративное панно. Изготовляют чепраки с традиционным орнаментом из цветной ткани, нашитой на контрастный по цвету фон (аппликация), и слегка украшают бисером. [7, c.401]
Эвенкийские и таймырские изделия
Огромную территорию Якутии сегодня населяют не только якуты, но и эвенки,юкагиры и другие народности. Долгано-ненецкий национальный округ славится как край талантливых мастеров по художественной обработке одежды. Известен он главным образом ремеслами эвенков. [7, c.405]
На старинной одежде и бытовых предметах народов Крайнего Севера обязательно встречается бисер. Вырабатывали эвенки и изделия из ровдуги (одежду, сумки), украшали их росписью и вышивкой подшейным волосом оленя или полоской бисера по контуру росписи, что подчеркивало силуэт. Очень распространены были разнообразные сумки (сумки-мешки, сумки для патронов) из оленьих шкур, кумаланы, ковры из оленьих шкур. [7, c.409]
Основным материалом для современной эвенкийской одежды служит шкура северного оленя — серо-коричневого цвета, белого с темным, реже — белого цвета. Применяется также кожа лося, лахатки и как вспомогательный материал — каучук, микропора. Для отделки используется белая шкура оленя и белый камус. Эвенки придают белому цвету большое значение. С ним связаны сказки и предания. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора — меховая мозаика, вышивка бисером. [7, c.415]
В ассортименте изделий: торбаса (унты), коврики, шубы. В производстве торбасов сегодня мастера допускают большие отклонения от традиционной национальной основы. Они подшиваются лосевой или лахтачьей кожей, ставятся на кожаную, каучуковую или микропористую подошву. Шубы шьют модных силуэтов.
Традиционная национальная одежда эвенков отличается изяществом. [7, c.421]
Ненецкие изделия
Производство художественных изделий из меха и кожи у ненцев связано с кочевым хозяйством. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда, изготовляемая ненцами, в художественном отношении совершенствовалась веками. [7, c.431]
Материалом для производства художественных изделий из кожи, меха и сегодня служат шкурки бобра, оленя, белки, лисицы. Отличительная особенность меховой одежды ненцев — монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоническое сочетание оттенков меха и отделочных материалов — сукна или ровдуги. В ее отделке нет бисера, украшений. Орнамент ненецких изделий имеет четкое построение, состоит из немногих элементов, крупных по отношению к изделию.
Ассортимент одежды: «малица» (глухая мужская меховая одежда), женская зимняя и летняя одежда, головные уборы (в основном, капоры), сумки. [7, c.442]
Таким образом, мы убедились, что художественная обработка кожи была широко распространена. Из кожи изготавливали одежду, сосуды, обереги, украшения и многое другое. Но у каждого народа была своя техника изготовления, свои секреты этого ремесла. Они были уникальны и неповторимы, что давало яркое представление о тех или иных народах.