СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Наставничество – пространство для профессионального развития работников образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из методик помощи молодым специалистам является взаимодействие наставника и молодого специалиста. Наставничество очень давно используется в профессиональной сфере, но сейчас это целостная система деятельности поддерживается государством. Об истории появления наставничества, о типах и видах наставнических моделей, роли наставника и наставляемого, ожидаемых результатах можно узнать в статье.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Наставничество – пространство для профессионального развития работников образования"»

Наставничество – пространство для профессионального развития работников образования.

Аннотация.

Одной из методик помощи молодым специалистам является взаимодействие наставника и молодого специалиста. Наставничество очень давно используется в профессиональной сфере, но сейчас это целостная система деятельности поддерживается государством. Об истории появления наставничества, о типах и видах наставнических моделей, роли наставника и наставляемого, ожидаемых результатах можно узнать в статье.

Ключевые слова: наставничество, наставник, наставляемый, программа наставничества, реализация, модель, профессиональный рост, развитие, опыт, система образования.

«Собраться вместе – это начало,

оставаться вместе – это прогресс,

работать вместе – это успех!»

Генри Форд

Что такое наставничество? Когда оно появилось? Старшее поколение помнит, что раньше в школах были комсомольцы, пионеры, октябрята. Взаимоотношения между старшими и младшими школьниками носили характер помощи в сфере обучения и воспитания на собственном примере. А среди учителей много лет проработавших в школе были те, кто оказывал методическую помощь в профессиональной деятельности молодого специалиста. Наставничество - это один из способов образования личности, передача знаний, умений и навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, поддержка в выборе целей и способов в образовательной деятельности молодому специалисту. Вообще существует около 50 понятий «наставничества», но все они говорят о передаче опыта от одного человека (наставника) другому, менее опытному (наставляемому)

В представлении прошлого наставником мог быть воспитатель, учитель, теперь же добавились новые понятия: психолог, коуч и ментор.

История появления наставничества базируется на исторических аспектах становления. Ментор из Древней Греции считается первым профессиональным наставником. Он был мудрым советчиком и наставником, к которому испытывали доверие, приходили за советом в важном деле. Он стал примером мудрого наставника.

С давних времен философы размышляли над основными задачами деятельности наставника. Сократ считал, что в наставляемом нужно пробудить мощные душевные силы, чтобы помочь зарождению истины в сознании наставляемого.

В начале 20 века тема наставничества волновала К.Д.Ушинского. Он считал, что теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, а не замещать.(1, 11) Таким образом, адаптация молодого специалиста зависит от уровня педагогического мастерства и опыта наставника.

В середине шестидесятых годов 20 века профессиональная помощь осуществлялась авторитетными людьми, с хорошей профессиональной подготовкой, с большим опытом работы.

В 2019 году вышло распоряжение Минпросвещения России «Об утверждении методологии наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность…» Модель данного вида наставничества направлена на раскрытие потенциала личности наставляемого, обменом опыта между обучающимися. Для реализации проекта наставничества требуется документально-правовое, методологическое обоснование и технологическое обеспечение.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста" о разработке и внедрении системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях. В связи с модернизацией системы российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников. При разработке системы (целевой модели) наставничества учитывались положения законодательства в области образования и трудовых отношений, документы стратегического планирования, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные приказы и другие нормативные правовые акты(2, 3)

В образовательных организациях общего, дополнительного образования в отношении педагогических работников могут быть реализованы различные формы наставничества: «педагог – ученик», "педагог - педагог", "руководитель образовательной организации - педагог", "работодатель - студент педагогического заведения " Выделяют пять основных типов наставничества: 1.Традиционное личное наставничество является самым распространенным, когда опытный взрослый человек оказывает помощь и поддержку менее опытному в определенной деятельности.2. Групповое наставничество подразумевает работу одного наставника с группой. 3. В командное наставничество входят несколько взрослых, которые работают с группами молодых людей. 4. Наставничество ровесниками предоставляет молодым людям возможность развивать лидерские и профессиональные навыки.5. Интернет –наставничество подразумевает отношения и общение взрослого с наставляемым через интернет(2,32)

С 2019 года в МАОУ СОШ с.Красный Ключ в рамках модели наставнических отношений осуществляется взаимодействие опытного учителя и молодого специалиста, а также модель учитель-ученик. Взаимодействие "опытный педагог - молодой специалист", которое является классическим вариантом, на первый план выводит не столько перечень необходимых для освоения компетенций и предметных знаний, сколько воодушевляющий и вдохновляющий пример успешного наставника. Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы. Формами и методами организации работы с молодыми и начинающими педагогами являются беседы, собеседования, тренинги, встречи с опытными учителями, открытые уроки, внеклассные мероприятия, тематические педсоветы, семинары, методические консультации, посещение и взаимопосещение уроков, анкетирование, тестирование, участие в различных очных и дистанционных мероприятиях. В случае успеха молодой педагог закрепляется не только в профессии, но и в данной образовательной организации, спустя несколько лет проходит аттестацию и стремится к дальнейшему профессиональному росту. Взаимодействие "учитель - ученик" является наименее конфликтным и противоречивым. В рамках этого взаимодействия опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету, теме, проекту. Обязательным условием успешного наставничества является вовлечение ученика в деятельность, связанную с углублением в концептуально-методологические основания изучаемого предмета, привлечение его к написанию статей в научно-методические журналы, к участию в олимпиадах и предметных научно-практических конференциях.

Процесс наставничества будет эффективным, если он методически проработан и представляет собой целостную систему деятельности с четко определенной целью, логической структурой и временем, необходимым для ее осуществления. Главной целью наставничества является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому. На этапе подготовки к взаимодействию педагог – педагог является важным составляющим методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса, взаимная заинтересованность сторон, административный контроль за процессом наставничества, наличие методики оценки результатов, обоснованные требования к процессу наставничества, к личности наставника.

Наставничество является проверенной стратегией, доказавшей свою способность помочь молодым людям реализовать их потенциал при любых обстоятельствах. За счет опыта других людей оно способно наиболее полно решать задачи образования и воспитания подрастающего поколения, его социализации и поддержки. Таким образом, методология наставничества - это система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и продуктивным опытом, позволяющих понять процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Педагог – наставник составляет целостную систему деятельности –программу. Программа, разработанная наставником, содержит описание форм и видов наставничества, направления деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. При необходимости наставник вносит изменения в программу или план мероприятий.

Реализация программы наставничества способствует повышению уровня включенности молодых и начинающих педагогов в педагогическую деятельность и социально-культурную жизнь образовательной организации. В процессе взаимодействия наставляемый почувствует уверенность в собственных силах, станет проявлять научно-методическую активность, участвуя в научных проектах, исследованиях и профессиональных конкурсах, ощущая психологическую поддержку не только наставника, но и педагогического коллектива. Благодаря повышению удовлетворенности своей работой наставляемый будет стремится к профессиональному росту и развитию.

В результате осуществления наставничества у педагога –наставника появляется свой новый результат в педагогической дечтельности. Завершая работу по профессиональному развитию молодого специалиста, наставник совершенствуется: повышается профессиональное мастерство, активность, уровень профессиональной компетентности при решении новых и нестандартных задач, расширяются возможности его роста. С другой стороны, наставляемый может оказать помощь наставнику в освоении цифровой информационно-коммуникативной среде.

Таким образом, различные модели наставнических отношений - необходимое составляющее для адаптации и развития молодого специалиста. Наставничество организуется на базе образовательной организации и получает нормативно-правовое оформление, формируется база наставников. Модель программы наставничества в системе образования Российской Федерации объединяет усилия по взаимодействию в реализации единой государственной политики в области воспитания, обмена инновационным опытом, популяризации лучших практик поддержки молодых специалистов, учащихся.

Программа наставнической деятельности в образовательной организации способствует сокращению времени на адаптацию начинающего педагога в профессиональной среде, снижает "текучесть" педагогических кадров, закрепляет молодых педагогов в образовательной организации. Для будущего развития наставляемых создается открытая среда наставничества педагогических работников и партнерское взаимодействие обеих сторон. Можно утверждать, что наставничество – это не модное веяние, а форма, способствующая развитию профессионального роста, развивающая и молодого специалиста, и наставника. В результате реализации программы выигрывают обе стороны: кто-то получает умения и навыки, опыт и уверенность, а другой – активизирует свои профессиональные способности. Таким образом, добавляется функция взаиморазвития и взаимообогащения педагогической компетенции обеих сторон-участников наставничества.

Можно с уверенностью говорить о том, что реализация наставничества –это возвращение к высокому статусу профессии учителя в обществе, это качественное обновление всего образования в целом.

Литература

  1. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с.

  2. Письмо Минпросвещения России №AЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ №657 от 21.12.2021 «О направлении методических рекомендаций»