СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Научно-исследовательская деятельность учащихся как психолого-педагогическая проблема»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование на современном этапе приобретает всё более открытый характер. Одним из первостепенных стимулов к развитию в той или иной области становятся разнообразные конкурсы, конференции. Большинство из них направлено на научно - исследовательскую деятельность учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Статья «Научно-исследовательская деятельность учащихся как психолого-педагогическая проблема»»

Статья «Научно-исследовательская деятельность учащихся  как психолого-педагогическая проблема»

Образование на современном этапе приобретает всё более открытый характер. Одним из первостепенных стимулов к развитию в той или иной области становятся разнообразные конкурсы, конференции. Большинство из них направлено на научно - исследовательскую деятельность учащихся. В новой образовательной парадигме  основной акцент делается не на усвоение информации, а на развитие мышления. Широкие возможности в решении этой проблемы открывает раннее приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности. Новые требования, выдвинутые в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта, ставят перед современным образованием основную задачу - подготовка компетентного выпускника, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Опираясь на взгляды Т.В.Громовой, А.С.Обухова, можно придти к выводам, что под исследовательской деятельностью учащегося понимается познавательная активность, постоянно изменяющая его как субъекта взаимодействия, приводящая к состоянию носителя активного преобразующего начала посредством приобретения когнитивного, практического, творческого опыта и опыта отношений. Рассказова Ж.В. под исследовательской деятельностью рассматривает деятельность учащихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Говоря об исследовательской деятельности учащихся, следует разграничить понятия учебно-исследовательская деятельность и научно-исследовательская деятельность.

Психологические и методологические основания развития исследовательской деятельности разработаны в трудах  Алексеева Н.Г., Леонтовича А.В.,  Обухова А.С., и др. В своих работах авторы рассматривают основные понятия исследовательской деятельности, её цели и задачи, этапы построения, требования к результатам. Исследовательская деятельность развивается и в зарубежной педагогической науке. Зарубежные авторы в основном рассматривают формы организации исследовательской деятельности, не ограниченные классно-урочной системой.

Учебно-исследовательская деятельность - творческая самостоятельная деятельность школьников, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений.

Научно-исследовательская деятельность - работа учащихся, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. В.Н.Борзун отмечает, что естественно научно-исследовательская работа не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлечёнными, способными и подготовленными ребятами.

Выделим закономерности организации исследовательской, которые, по И.Я.Лернеру, реализуются в учебном процессе при соблюдения установленных правил. В качестве первой выделенной нами закономерности организации исследовательского обучения укажем закономерность непрерывного развития ориентировочной основы исследовательской деятельности и последовательного формирования системы исследовательских элементов учебной деятельности учащихся. Выделенная закономерность реализует принципы познавательной активности учащихся, сотрудничества учащихся и педагога в исследовательской деятельности, сочетание исследовательской деятельности на уроке и во внеурочных формах обучения. Второй важнейшей закономерностью является необходимость дидактического проектирования исследовательской деятельности, диктующая закономерную связь отобранного содержания, методов обучения и форм его организации с уровнем проектируемой исследовательской деятельности учащихся. Третья закономерность определяет необходимость систематической исследовательской деятельности учащихся для формирования общеучебных умений и развития личности учащихся, детализирует применение принципов прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся, наглядности обучения и развития теоретического мышления учащихся, междисциплинарной интеграции.

Как показывает практика организации научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях, такая работа способствует:

- развитию интеллектуальных способностей учащихся;

- развитию интереса к школьному предмету и научной отрасли в целом;

- расширению и актуализации знаний по областям науки;

- созданию потенциала для развития научного образа мышления;

- освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

- формированию мотивации на престижность научной деятельности;

- уважению к фундаментальным наукам;

- формированию развивающей образовательной среды для школьников;

- профессиональному самоопределению учащихся и др.

Необходимо отметить, что важнейшим рычагом повышения мотивации и исследовательской активности учащихся являются:

1) меры, основанные на получение учащимися удовлетворения от приобретения в процессе научно-исследовательской деятельности новых знаний, умений и навыков через создание ситуаций успеха, безоценочного принятия и педагогической поддержки;

2) меры, опирающиеся на осознание учащимися важности полученного исследовательского опыта для дальнейшего продолжения обучения.

Практика формирования система научно-исследовательской деятельности показывает, что необходимыми условиями для развития творческих способностей учащихся до уровня посильного самостоятельного исследования являются:

- наличие в общеобразовательном учебном заведении научно-педагогических кадров;

- ориентация администрации и педагогического коллектива на творческий поиск средств и педагогических технологий обучения приёмам исследовательской деятельности;

- создание системы обучающих, исследовательских проектов и доведение их до конца; получение значимых практических и даже теоретических результатов;

- введение исследовательских заданий в преподавании предметов.

Основными методами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

Наблюдениеактивный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Сравнениепозволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.  В результате сравнения устанавливается общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерениеопределение численного значения некоторой величины, посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Экспериментпредполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения, без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Абстрагированиемыслительное отвлечение от несущественного, выделение и фиксация одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования.

Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата как абстракции.

Примерами могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость…

Анализ изучение каждого элемента как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы.

Синтез соединение элементов изучаемого объекта в единое.

Моделированиеисследование объектов при помощи моделей – аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности.

Построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.

Моделирование может быть предметным и знаковым.

В предметном – исследование проводится на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала.

При знаковом – моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.

Обобщение - позволяет обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое для правильной ориентации в окружающем мире.

Прогнозирование - вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем

Беседа - организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.

Анкетирование – метод опроса, заключающийся в самостоятельном заполнении респондентом (опрашиваемом) опросного листа (анкеты) по указанным в нем правилам.

Интервьюирование метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц, чьи ответы на поставленные вопросы служат исходным источником информации.

Работа с научной литературой.

Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке, и какая его сторона остается недостаточно исследованной.

Подводя итог сказанному выше, хочется отметить, что научно-исследовательская деятельность учащихся должна быть неотъемлемой части учебного процесса в школе.

Список использованной литературы:

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся ( методические рекомендации для учащихся и педагогов)//Завуч.2005.№6

2. Беляков, Е.М., Воскресенская, Н.М. Проектная деятельность в образовании// Преподавание истории в школе.-2007.-№5.

3.Воровщиков, С.Г., Новожилова, М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать Москва.-2007.

4.Гуревич П.С.Философский словарь. М.,1997.

5.Леонтович И.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников.2003.№4

6.Лернер И.Я. Проблемное обучение.М., 1974.

7.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие.М.: Ось-89, 2006