СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья научное и методическое сопровождение работы персонала образовательных организаций

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья научное и методическое сопровождение работы персонала образовательных организаций»


НАУЧНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Волкова О.Н.

директор

ГОУ «Донецкая школа-интернат №1»

ДНР, г. Донецк


АННОТАЦИЯ. В данной статье на основе анализа научных мнений сформулировано авторское понятие научно-методического сопровождения в контексте деятельности педагогических работников и управленческих кадров, определена направленность данного процесса и его сущность, отмечена значимость данного процесса и необходимость его совершенствования, констатирована необходимость проведения дальнейших научных исследований.



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научное сопровождение, методическое сопровождение, педагогические работники, управленческие кадры

На начальном этапе предлагается определить сущность научно-методического сопровождения. Согласно толковому словарю слово «сопровождать» означает «идти рядом с кем-либо в качестве спутника или провожающего» [5, с. 229]. При этом, термин «сопровождение» подчеркивает невмешательство одного субъекта в деятельность другого, пока они не почувствуют потребность во взаимодействии. Обзор научной литературы указывает на наличие ряда работ авторов, по-разному понимающих данный термин в контексте системы образования

Например, Е.В. Игонина в своей научной статье определяет сопровождение как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи, за которой сопровождающий не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры, а помогает только советами, собственным примером или если спутник попросит о помощи [3, с. 3]. В свою очередь, Е.А. Александрова подчеркивает педагогический характер сопровождения, а именно как комплекса превентивных, просветительских, учебных, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование, обеспечение и реализацию условий для эффективного повышения квалификации педагогического работника и перспектив его успешного профессионального и личностного развития [1, с. 14].

Таким образом мы видим, что сопровождение в контексте педагогической и управленческой деятельности это, прежде всего процесс, основой которого является субъектное взаимодействие, а участники сопровождения – равноправными партнерами этого взаимодействия, хотя могут иметь разный уровень научной подготовки или практического опыта.

Учеными подчеркивается гуманистическая сущность сопровождения, его направленность на процесс развития личности, необходимость активности самой личности; результатом чего должно стать качество профессиональной деятельности специалиста, совершенствование его компетенций [2, с. 49]. Поэтому понятие «сопровождение», предусматривая обучение, педагогическую и психологическую помощь и поддержку, обеспечивает не решение проблемы за педагога, а организацию и стимулирование его самодеятельности и создание условий для решения собственных проблем.

Относительно участников научно-методического сопровождения необходимо также определить, что в контексте данной статьи рассматриваются две категории: педагогические работники и управленческие кадры. Под первыми понимаются физические лица, состоящие в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся. В свою очередь, управленческие кадры – это работники, трудовая деятельность которых направлена на выполнение конкретных управленческих функций. К ним относятся линейные и функциональные руководители и специалисты. Обе категории работников присутствуют в образовательных организациях различных уровней образования и их деятельность находится в неразрывной взаимосвязи.

В настоящее время учёные склонны выделять различные виды сопровождения, однако большинство из них чаще всего определяют приоритетным научно-методическое сопровождение, которое рассматривается как комплекс методической работы, предусматривающий взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего.

Векторами научно-методического сопровождения являются:

– решение актуальных для педагога и управленческих кадров проблем профессиональной деятельности;

– осуществляется в процессе диагностики сущности конкретной проблемы, информационного поиска возможных путей ее разрешения и необходимых для этого консультаций, конструирования плана действий и первичной реализации плана.

Основной задачей научно-методического сопровождения является системное проектирование, что дает, помимо прочего, основы для развития всех субъектов системы образования [7, с. 227].

При этом важно отметить наличие двух компонентов рассматриваемого процесса: научный и методический.

Научное сопровождение А.Е. Константинов определяет как особый вид взаимодействия субъектов образовательного процесса, обусловленный научно-исследовательской деятельностью учреждения, в ориентационном поле которого субъект осуществляет выбор оптимальных условий своего профессионального становления [4, с. 110]. Научное сопровождение предусматривает комплекс научной работы: подготовку публикаций, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, конференций, семинаров, сопровождение научно-методической работы учебных заведений. Это позволяет субъектам образовательного и управленческого процесса быстрее реагировать на изменения во внешней среде, координировать и активизировать управленческие влияния разных уровней; осуществлять научно-исследовательские проекты с наименьшими интеллектуальными и временными затратами.

В свою очередь, методическое сопровождение – это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Поскольку в системе методической работы указанные виды сопровождения интегрируются по содержанию, то рассматриваются как научно-методическое сопровождение:

– совокупность разнообразных форм деятельности, процедур, мероприятий, обеспечивающих помощь специалистам в преодолении трудностей на протяжении всей профессиональной деятельности; позволяют обеспечить непрерывность образования, привлечение широкого круга специалистов, осуществляющих обмен мнениями, опытом, информацией;

– технология процесса непрерывной профессиональной партнерского взаимодействия субъектов образования взрослых с целью разработки, обоснования, практического внедрения, апробации инновационных подходов к решению актуальных проблем в определенной области знаний;

– педагогическая технология по созданию сетевого образовательного пространства, в котором происходит профессиональное взаимодействие равноправных партнеров по принципу гуманизма, индивидуализации, непрерывное профессиональное развитие педагогических работников по индивидуальным образовательным траекториям [2, с. 49].

Указанные современные подходы к понятию научно-методического сопровождения обусловливают обновление его функций на новые и более эффективные, которые еще недостаточно исследованы, однако определяют современную направленность этой системы.

В частности, среди функций научно-методического сопровождения выделяют следующие: развивающая, учебная, методическая, информационная, консультационная, сервисная, аналитическая, обобщающая, прогностическая, адаптационная, исследовательская, наставническая, сопровождающая, корректирующая, компенсаторная. При этом, векторность и адресная направленность научно-методического сопровождения моделируется на основе компетентностного подхода (социального, профессионального и личностного) в зависимости от индивидуальных запросов, потребностей, мотиваций каждого конкретного педагога или управленческого работника, их профессиональных возможностей [6, с. 273].

Подводя итог, на основе исследованного материала целесообразно сформулировать авторское видение понятия и сущности научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Под данным определением следует понимать процесс, направленный на основу научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров составляет совокупность форм партнерского взаимодействия субъектов образования, процедур, мероприятий, обеспечивающих помощь специалистам в преодолении трудностей на протяжении всей профессиональной деятельности. Направленность сопровождения определяют индивидуальные запросы, потребности, мотивации работников, их профессиональные возможности. Внедрение научно-методического сопровождения как ведущей технологии современной методической работы с педагогами в контексте современного этапа развития страны нуждается в подготовке соответствующих специалистов – методистов, владеющих профессионально значимыми, востребованными обществом качествами и способностями; способными сопровождать деятельность педагогических работников и управленческих кадров. Однако рассматриваемый процесс видится достаточно широким и комплексным и должен быть рассмотрен укрупнённо, отдельно в разрезе деятельности педагогов и управленческих работников. Поэтому теоретическая и технологическая разработка проблемы развития научно-методического сопровождения, а также подготовка методистов данного процесса видятся перспективными направлениями дальнейшего научного исследования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова, Е.А. Научно-методическое сопровождение педагогов / Е.А. Александрова // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 6(117). – С. 14-21.

  2. Бобровникова, Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя / Е.Р. Бобровникова, С.Л. Фоменко // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 49-53.

  3. Игонина, Е.В. О методическом сопровождении педагога профессиональной образовательной организации в современных условиях /
    Е.В. Игонина // Современный педагогический взгляд. – 2018. – № 1(14). – С. 3-8

  4. Константинов, А.Е. Научно-методическое сопровождение молодого педагога как условие развития профессиональных компетенций /
    А.Е. Константинов, Р. С. Димухаметов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 2(36). – С. 110-115.

  5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва: Мир И образование, 2015. – 1375 с.

  6. Темченко, Е.П. Методическое сопровождение образовательного процесса – путь к развитию творческого потенциала личности / Е.П. Темченко // Приоритетные направления развития технологического образования: Сборник научных статей, Чебоксары, 10 мая 2018 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2018. – С. 271-274.

  7. Тесевич, А.А. К вопросу о раскрытии понятия «методическое сопровождение» методом кластерного анализа / А. А. Тесевич // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 1(43). – С. 225-227.

2