СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Новые формы воспитательных практик"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Новые формы воспитательных практик"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Новые формы воспитательных практик"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ Д.А.САРУХАНОВА»

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Классный руководитель 3-Б класса

Бенумерова А.Р.

Новые формы воспитательных практик

В эпоху глобализации меняется мир, вместе с этим меняется и мир детства. Современность предъявляет подрастающему поколению особые требования. Необходим поиск новых моделей образования, методик, технологий воспитания. Педагог же должен стремиться идти с обучающимся рядом и чуть впереди, учить, воспитывая, быть соавтором в творчестве. Педагог сегодня – новатор, навигатор, мотиватор гражданской и социальной активности, которая понимается как готовность участвовать в различных социальных практиках. Не менее важны системность, охват и многообразие интересующих областей деятельности.

Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Цель моей воспитательной работы заключается в стимулировании всестороннего развития учащихся, в создании благоприятных условий для формирования и становления индивидуальной личности каждого воспитанника, а также сплоченности внутри класса.

Главной задачей для достижения цели является подбор необходимых методов и инструментов для выявления мотивации и интересов учащихся в рамках развития их личности, сплоченности коллектива и человеколюбия.

Для организации воспитательной работы я использую такие способы, как:
- Коллективные (массовые походы, командные игры, общешкольные концерты…)
- Групповые (экскурсии, внутриклассовые мероприятия, защиты проектов в соревновательном духе, флешмобы, челленджи …)

- Индивидуальные (внеурочные беседы, консультации, анкетирование…)

Основные принципы выполнения задач: непрерывность, целостность и психологический комфорт их деятельности.

Одной из находок в моей работе является также сплоченность внутриклассового коллектива с помощью решений, совместных обсуждений, изучением индивидуальных проблем… Все они располагают к целенаправленным действиям по созданию условий развития учащихся. Создание таких условий осуществляется через взаимодействие ребенка с различными видами социальных отношений в учебе, общении, играх и прочей практической деятельности, а также посещением общественных развлекательных мест.

В моей воспитательной работе оригинальность заключается в том, что я занимаюсь социализацией учащихся своего класса. Для некоторых детей контакт со сверстниками являлся большой проблемой. Благодаря комплексной воспитательной работе, внеурочной деятельности, работе над преодолением сложностей во взаимоотношениях, удалось сплотить учащихся. Ничего так не роднит детей, как совместно проведенный досуг: коллективные выезды, посещения музеев, театра, кинотеатра, детских развивающих центров.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле, зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

• индивидуальные - беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

• групповые - несколько участников (кружок, группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

• массовые - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

Новейшие технологии имеют следующие преимущества:

- способствуют повышению мотивации обучения;

- являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;

- повышают информативность, интенсивность, результативность образования;

- способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения.

Типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Различаются по таким признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них

Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие

Формы работы, которые отнесены к мероприятиям: дискуссии, беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;

- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции) и др.

«Защита» - каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» -совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» - соревнование между группами, школьниками, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН),

«Хеппинг» - одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

выделяет творческие конкурсы:

- посвященные какому-либо литературному персонажу или историческому герою (А.Барто, Андерсен, Доктор Айболит и т. п.),

- представляющие собой соревнование двух коллективов («Два корабля», «Две поликлиники» и т. д.).

Защита проектов. В этой групповой деятельности школьник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Тематику проектов диктует сама действительность. Вот примеры: «Наша школа через 50», «Классная комната, построенная мною», «Чем будет заниматься школьник через 100 лет», «Внешний образ учителя и ученика в будущем веке», «Школьный двор моих внуков». Первоначально можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, финансиста. Обсуждение проекта, таким образом, запрограммированно в его церемониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым, позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых проектов, обращаясь к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, чтобы каждому школьнику захотелось создать свой проект-мечту. Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: «За самый смелый проект», «За самый изящный проект», «За самый обоснованный проект», «За красивый проект».

Квест - технологии в воспитании и образовании учащихся начальной школы.  Квест – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины..

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

 Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность, инициативность.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

  • образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

  • развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);

  • воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).

Виды квест-технологий: линейные, штурмовые, кольцевые 

 Я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки.

Темы для квест – игр я стараюсь подбирать исходя из интересов и особенностей детей («Краски осени», «Герои нашей местности »).

Организуя квест – игры на природе, мы поддерживаем естественное стремление детей исследовать окружающий мир, формируем доброжелательные коллективные взаимоотношения, гуманное отношение к людям и окружающей природе, знакомим с национальными традициями.

Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Квест-технология  призвана не только улучшить восприятие, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в своей основе такая методика несет двоякий смысл: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, создавая сплочённость и дружелюбное отношение друг к другу.

Мы столкнулись с проблемой в образовании и воспитании детей в период пандемии, когда перешли в формат дистанционного обучения. Но не смотря на сложившуюся ситуацию нашли выходы решения проблем через различные социальные сети. Непосредственный контакт с родителями дает положительные плоды в образовании и воспитании детей, используя различные перечисленные формы воспитания.

Данное преобразование способствовало не только сохранению активности обучающихся в сложившихся условиях, но и сохранению традиционности воспитательного воздействия. Представленные воспитательные практики, преобразованные в новые форматы оказались близки и понятны ребятам, жизнедеятельность которых тесно связана с гаджетами, социальными сетями.

Поставленная задача была выполнена. Нам удалось сохранить разноуровневость воспитательных практик, индивидуализировать и одновременно сплотить коллектив.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!