VI Всероссийская научно-практическая конференция
«Теоретические и методические проблемы современного образования»
В.С. Коннов
О ПРОВЕДЕНИИ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
В статье рассматриваются основные аспекты здоровьесбережения при проведении урока. Опираясь на имеющийся опыт, автор предлагает рекомендации по профилактике утомления и стресса на уроке как одной из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая технология
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей технологии. Здоровьесберегающая технология – совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы наделенные признаками здоровьесбережения. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое – дорогу к здоровью – состоянию полного физического, душевного и социального благополучия.
На что следует обращать внимание в ходе урока в указанном аспекте.
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете, зале): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, непринятых звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение физических упражнений и др. Норма 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению обучающихся. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трёх.
Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучающиеся в роли учителя, обучение действиям, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, обучающийся как исследователь); методы направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Место и длительность применения мульмедийного оборудования, технических средств обучения (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой и осанкой обучающихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимание потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу и т.п.
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и обучающимися (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учёт возрастных особенностей: достаточный – недостаточный); между обучающимися (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность – пассивность).
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока необходимо обратить внимание на следующее.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.
Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
Темп окончания урока:
- быстрый темп, нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Рациональная организация урока необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения детей, сохранения их здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.:АПКиПРО,2002.- 116 с.
Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников - М.,2000, 56 с.