Развитие духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы
Автор: Ильясова Б.А.- преподаватель русского языка и литературы
Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе,
но всех выше должно стоять образование нравственное.
В.Г.Белинский
Главная цель образования – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению, что позволяет каждому преподавателю участвовать в духовном становлении своих студентов. Наиболее способствуют этому процессу русский язык и литература как предметы, позволяющие на каждом уроке уделять необходимое внимание духовно-нравственному воспитанию студентов. Не случайно уроки по этим предметам всегда воспринимаются как уроки добра, нравственности и духовной красоты. В этом нет ничего необычного, поскольку русский язык по праву считается одним из самых развитых и богатых языков мира, и на уроках не составляет труда использование языкового материала с ярко выраженной нравственной окраской. В первую очередь таким материалом могут служить тексты о доброте, милосердии, человечности, совести и любви к Родине, побуждающие учащихся к формированию своих нравственных позиций. Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы – сочинения, изложения, сочинения-миниатюры.
Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших студентов, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».
На уроках русского языка, работая над грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм, обращаю внимание студентов на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях духовно-нравственные ценности.
При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю студентам поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Совместная работа с студентами может строиться двумя способами: я предлагаю продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Студентам раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
Честность нечестность
Правдивость лживость
Искренность неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и
различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их
значениях?
Важно научить студента не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность
Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,
необыкновенная жадность, жадность к деньгам.
Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность.
Богатому жадность не дает покоя.
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».
На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови
ошибку»: даю возможность студентам поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска они могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.
Еще более масштабна в этом процессе роль уроков литературы. По словам К.Д. Ушинского, «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Ценность художественного слова заключается в том, что оно воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки. Слово может окрылить, вызвать желание совершить добрый поступок или чувство стыда за неподобающее поведение. Русская литература – не просто основа духовного воспитания народа, она по праву может считаться его гордостью и совестью. С точки зрения нравственного понимания можно рассматривать практически любую литературную тему. Так, например, в сказках добро всегда сильнее зла, былины служат прекрасным образцом патриотической литературы, а пословицы и поговорки обладают мощным нравственным потенциалом, поскольку в них сконцентрирована мудрость многих поколений русского народа. И, безусловно, в процессе воспитания настоящего человека и гражданина нельзя обойтись без русской классики, которая поистине бесценна. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует будущий опыт человека, развивает его чувства. Если студент научится проникать в эмоциональный мир героев, прослеживать авторское отношение к ним и вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать не только развитию читательских навыков и глубокому постижению произведения искусства, но и повышению уровня нравственной воспитанности ребенка, формированию его нравственных идеалов. В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сделать семья, школа, учитель литературы?»- писатель Валентин Распутин ответил: «Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии
различить, где функция сердца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа – ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, я имею в виду и
воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Считаю, что именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.
Как уместны слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
Отмечу, что нравственность – это наивысшая мера человечности, которая берет начало с осознания долга личности перед обществом, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.