министерство образования и науки Амурской области
государственное профессионально образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Практико-ориентированный подход в подготовке специалиста»
Тема: Интегрированный подход в практико-ориентированном обучении для формирования профессиональных компетенций будущего технолога
Автор работы:
Дуракова Т.Е., преподаватель экономических дисциплин АКСТ отделение №4
Сметана Н.А., преподаватель технологических дисциплин АКСТ отделение №4
Белогорск
2018
ВВЕДЕНИЕ
Качественные изменения, происходящие в среднем профессиональном образовании, направлены на соответствие требованиям регионального рынка труда, который требует подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.
Цель исследовательской работы заключается использовании интегрированного подхода в практико-ориентированном обучении для формирования профессиональных компетенций будущего технолога.
Для выполнения поставленной цели были решены задачи:
- теоретическое изучение активных методов в практико-ориентированном обучении;
- интегрированный подход применения активных методов обучения.
Предметом исследовательской работы является применение активных методов интегрированного подхода в практико-ориентированном обучении.
Объект – студенты специальности 19.02.07. Технология молока и молочных продуктов.
1 Интегрированный подход в практико-ориентированном обучении для формирования профессиональных компетенций будущего технолога
Интегрированный подход в практико-ориентированном обучении делает акцент на подготовку студентов к будущей карьере, нахождении своего места в жизни.
В практико-ориентированной образовательной среде используется несколько подходов, в том числе использование профессионально - ориентированных технологий обучения (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профессиональных модулей. Изучение которых направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя.
Чтобы подготовить современного технолога, нужно обеспечить его таким комплексом умений и знаний, который помог бы ему успешно трудоустроиться после окончания учебного заведения.
Работодатель нанимает многогранно-развитых молодых специалистов, обладающих следующими качествами: профессиональная компетентность; коммуникативная компетентность; позитивное отношение к своей профессии;
владение методами технологического расчета и экономического анализа; творческий подход к решению профессиональных задач; активная жизненная позиция; адекватность к своим возможностям.
Для формирования этих качеств преподаватели объединяют знания, умения и навыки в практико-ориентированном обучении при интегрированном подходе. Цель интегрированного подхода: помочь студенту добывать и применять полученные знания и умения в самостоятельном решении проблем, адаптироваться в современных условиях.
В рамках реализации интегрированного подхода при изучении профессиональных модулей преподаватели технологических и экономических дисциплин создают такую обстановку на уроке, которая погружает студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным производством, а также способствует развитию использования теоретических знаний и умений полученных на лабораторно-практических занятиях на практике, выполнению определенных профессиональных функций, позволяет студентам упражняться в профессиональной деятельности.
Рассмотрим применяемые активные методы интегрированного подхода в практико-ориентированном обучении.
Решения профессиональных ситуационных задач. При изучении модуля ПМ.02 Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания, студентам дается задание сделать анализ выхода цельномолочных продуктов с учетом производственных потерь. Эти данные затем используются на общепрофессиональной дисциплине Экономика организации, где по результатам технологического анализа делается экономический расчет по себестоимости готового продукта. На данном этапе обучения закладываются основы для выполнения профессиональных задач с целью использования их при выполнении опытно-экспериментальной работы, при написании курсовых и дипломных работ исследовательского характера. Это способствует формированию профессиональных навыков и компетенций: контролировать качество сырья, вести технологические процессы цельномолочной продукции, вести технологические расчеты по выработке готовой продукции, участвовать в планировании основных показателей производства, вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Имитация деятельности. Данный метод используется на примере деловой игры. При выполнении лабораторной работы «Выработка питьевого молока» студенты разбиваются на рабочие бригады, где назначаются бригадир, лаборант, рабочий. Каждая бригада ведет технологический процесс по выработке питьевого молока, но для полноценного имитирования производственных условий бригаде дается задание, кроме технологических расчетов, оформить сопроводительную документацию (ОП Экономика организации), в которой они заполняют необходимые реквизиты на поступившее сырье и рапорт по выходу готовой продукции.
Выполнение курсовой работы. При написании курсовой работы студенты приобретают профессиональные умения, углубляют, обобщают и систематизируют знания по профессиональным модулям. При выполнении практической части курсовой работы обучающиеся используют материал, полученный ими на производственной практике. Например, технология производства цельномолочной продукции ГМК с экономически обоснованием.
Использование информационных технологий. Система «Техэксперт: Пищевая промышленность», Консультант Плюс, пакет прикладных программ Microsoft Office, Microsoft Visio и др. используется при выполнении лабораторных и практических работ. Технологам выдается задание: сделать заключение по полученным результатам исследования качества готовой продукции на соответствие с ГОСТом («Техэксперт: Пищевая промышленность»), а при расчете себестоимости готовой продукции используется пакет программ Microsoft Office.
Опытно-экспериментальная работа ведется на предметных кружках «Технолог» и «Бизнес-планирование». Здесь обучающиеся занимаются разработкой новых технологий, опытно-экспериментальной выработкой продукции, исследованием качественных показателей, потребительского рынка, расчетом экономических показателей по разделам бизнес-плана, определением экономической эффективности внедрения новых технологий в производство. Обучающиеся по специальности 19.02.07. Технология молока и молочных продуктов предлагают свои опытно-экспериментальные результаты по выработке творога с использованием соевого молока, мягкого сыра из соевого молока, диетической сметаны с добавление «соевых» сливок, кисломолочных напитков на соевой основе, комбинированного масла и пастеризованных напитков с добавлением растительных компонентов с экономическим обоснованием, которое доказывает реальное снижение затрат и цены на производство по сравнению с торговым ассортиментом молочных продуктов.
Важное значение имеет работа в практико-ориентированном обучении - взаимосвязь с социальными партнерами. В 2017-2018 уч. году выполняются опытно-экспериментальные работы по просьбе директора ИП Мельниченко Д.В. Бастер А.В. по выработке новых видов продукции с целью расширения ассортимента на данном предприятии. По полученным результатам опытно-экспериментальные выработки новых продуктов сейчас идет работа экономических расчетов, с целью определения целесообразности ввода в производство новых технологий.
Таким образом, интегрированный подход в практико-ориентированном обучении позволяет выпускникам-технологам по окончании колледжа при желании и возможности воплотить в жизнь свои инновационные идеи в предпринимательстве при открытии малого бизнеса, так как владеют технологий производства молочных продуктов и составлением бизнес-плана, а также поступать в ВУЗы, расширяя свои возможности в области научно-исследовательской работы.
Недавно прошедший чемпионат молодых профессионалов World Skills показал эффективность применяемого нами интегрированного подхода в практико-ориентированном обучении, где наши студенты получили второе место среди команд ВУЗов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интегрированный подход в практико-ориентированном обучении – это один из наиболее эффективных способов подготовки высококвалифицированных специалистов, что доказывает трудоустройство выпускников специальности Технология молока и молочных продуктов и отзывы работодателей о молодых специалистах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.07. «Технология молока и лолочных продуктов» [Текст]: (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, 2014 г.)
2. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст]: учебное пособие / С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2012.-384с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272с.
11