СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Об изучении предмета "Основы религиозных культур и светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает суть изучения предмета ОРКСЭ, задачей которого является  развитие у учащихся 4 класса представления о нравственном поведении, о уважении культуры и традиций многонационального народа России. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Об изучении предмета "Основы религиозных культур и светской этики"»

МБОУ «МАРЬЯНОВСКАЯ ШКОЛА»







Доклад:


«Об изучении

предмета

«Основы религиозных культур

и

светской этики»

(ОРКСЭ)














Учитель: Полховская Т. А.



2018 год

«Об изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

Православная культура - бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой источник, без которого нет и не будет в России будущего.


Согласно ФГОС НОО с 1 сентября 2012 г. в 4 классах во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях изучается предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), основной задачей которого является развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р).



Цель и задачи предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

Цель предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ):

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов.

  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  • «Основы православной культуры»;

  • «Основы исламской культуры»;

  • «Основы буддийской культуры»;

  • «Основы иудейской культуры»;

  • «Основы мировых религиозных культур»;

  • «Основы светской этики».


Все модули курса одинаковые по объему часов и составляют 34 урока, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.

Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения?

  • Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

  • Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?

  • Столько, сколько выберут родители.

  • Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).

  • В конце собрания родителям предложены для заполнения анкеты и заявления. В заявлениях родители указывают модуль, который был выбран ими для изучения.

  • По итогам родительских собраний и заявлений будут определены модули, выбранные родителями.

Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы?

  • В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

  • Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

  • Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

Можно ли изучать одновременно несколько модулей?

  • Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана. Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

Каковы основные принципы преподавания курса?

  • Светский характер. 

  • Культурологический подход. Преобладание воспитательного аспекта. Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.

  • Изучаемые предмет возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.


В чем воспитательная составляющая данного курса?

Освоение курса должно обеспечить:

  • понимание духовности,  нравственности,  морально ответственного поведения для  жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
    формирование          первоначального представления  об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью таких ценностей,  как Отечество, семья, религия;
    укрепление духовной преемственности поколений.


Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?

  • Все модули курса    носят культурологический, светский   характер. В рамках преподавания комплексного   курса   не   предусматривается   обучение   религии


Кто может вести предмет ОРКСЭ?


Вести предмет ОРКСЭ могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.


Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ?

  • В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.

  • В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.


В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций?

  • Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

  • В случае особой необходимости, (например, наличие в культовых сооружениях уникальных
    экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций.   При этом обязательным условием является неучастие обучающихся   в богослужениях, других религиозных   обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии

Данный курс рекомендовано не оценивать в баллах (Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011г. №МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»).


Учитель организует работу по созданию творческих проектов, галереи образов, выставок, фоторепортажей и т.д. Результаты подготовки и защиты детских работ могут учитываться при формировании портфолио достижений учащихся. Напоминаем, что данный предмет имеет право преподавать учитель, прошедший специальную курсовую подготовку, поскольку курс имеет культурологическую, историческую, духовную, нравственную и воспитательную направленности.

Согласно Письму МОН России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ» и в целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России необходимо:

1.Определить условия и порядок выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – выбор, курс ОРКСЭ).

2. Информировать родителей (законных представителей) обучающихся 3 класса на родительском собрании о праве на выбор одного из модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

3. Собрать заявления на изучение модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!