СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья обобщение опыта работы по теме «Системно-деятельностный подход как способ формирования ключевых компетенций у обучающихся среднего звена».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья по обобщению опыта.

Просмотр содержимого документа
«Статья обобщение опыта работы по теме «Системно-деятельностный подход как способ формирования ключевых компетенций у обучающихся среднего звена».»

Обобщение опыта работы по теме «Системно-деятельностный подход как способ формирования ключевых компетенций у обучающихся среднего звена».

По своему общественному статусу федеральный государственный образовательный стандарт общего образования впервые представлен в виде конвенциональной нормы, легитимизующей общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Основой данного договора является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа вынуждена готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Такая реакция выражалась, прежде всего:

  • в изменениях программ по учебным предметам — как в связи с достижениями в естественных науках, так и в связи с идеологическими переменами в обществе;

в реагировании на новые социальные требования за счет дополнения учебного плана новыми предметами.

Кроме того, невозможно достичь нового качества образования (новых образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам.

Поэтому напрашивается использование другого пути — изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.

Связи и отношения между учебными предметами определяются, прежде всего, содержанием целей общего образования, соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин.

Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Для использования полученных знаний необходимо создание соответствующих ситуаций, в которых непосредственным для детей образом должна возникать необходимость использования этих знаний.

Могут существовать различные взгляды на то, какие качества личности и какие ценностные ориентации нужно формировать у современных школьников, но эти различия не имеют тесной связи с подходом к определению целей образования. Различия в этих подходах связаны с различиями представлений о путях формирования ценностных ориентации и личностных качеств учащихся.

  1. При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний;

  2. Во втором случае в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем.

В первом случае решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний, во втором — как смысл образовательной деятельности.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.

Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

В этом смысле школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом. Конечно, это сравнение некорректно, но существенные различия в постановке целей образования оно отражает.

Отметим, что, если в качестве общих целей рассматривать формирование у школьников ключевых компетентностей, то следует иметь в виду, что эти цели достигаются не только при изучении учебных предметов, но и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников.

С этой точки зрения образовательный процесс не равен учебному процессу. Образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование детей, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Поэтому общие цели школьного образования нельзя представить как простую совокупность целей изучения учебных предметов. В то же время, очевидно, что изучение учебных предметов имеет определяющее значение для целей школьного образования.


Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, свои взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Поэтому учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения. Системно-деятельностный подход предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, их социализацию.

Применение деятельностного подхода на уроке истории начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Например, составлять описание характеристику событий/явлений, сравнивать и т.д.

На каждом этапе необходимо стремиться развивать мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребёнок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

На уроках необходимо использовать формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий. Традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе обучения не сводится к формуле «опрос – сообщение учителем новых знаний – закрепление их учащимися», а может быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы учеников. Например, при изучении темы «Индийские касты» можно предложить ребятам самостоятельно сравнить права и условия жизни жителей разных каст, используя материал учебника, исторических документов (Законы Ману) и сделать выводы о жизни людей в Древней Индии. Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания. В ходе выступления дети заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего ученика. Коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии оценок, провести обмен мнениями.

На уроках нужно практиковать составление опорных конспектов в виде плана, схем, рисунков (прочитайте миф и нарисуйте рисунок по его содержанию) и т.д. Это позволяет систематизировать учебную информацию, расположить её в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

В своей практике, переходя от изученного материала к новой теме, можно использовать сравнительно-обобщающие таблицы. Например, что общего и каковы различия в природных условиях Двуречья и Египта. Ребята заполняют таблицу, используя знания предыдущего и самостоятельно изучая новый материал. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы является итогом анализа, сопоставления сравниваемых объектов и обобщения исторических событий. (Пригодится для подготовки к ВПР)

Одной из форм преподнесения нового материала являются доклады, сообщения, рефераты. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

При знакомстве с историческими деятелями предлагается ребятам, опираясь на исторические источники, дать аргументированную оценку данной личности.

Работа с исторической картой тоже является одной из форм деятельности учащихся на уроке истории. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии/явлении/процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. Опираясь на карту, ребята могут самостоятельно предположить, какие условия жизни у жителей данной страны, какие занятия у них преобладают, что они добывают.

Можно предложить классу оценить ответ данного ученика, дать на него рецензию. Это способствует формированию умения объективно высказывать свою точку зрения, соответствуя определённым критериям учебной деятельности.

Таким образом, резкое возрастание роли познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

На уроках истории можно применять следующие интерактивные методы:

  • Ролевые игры

  • Дебаты

  • Различные виды групповых работ

  • Деловые игры

  • Турниры знатоков

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции и чётко осознавать, на базе каких данных она сформировалась.

Непосредственно технология «Дебаты» позволяет реализовать следующие задачи:

  • Развивать навыки толерантности, партнёрского общения, цивилизованной дискуссии;

  • Формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде.

Учащиеся являются активными исследователями информации. Им необходимо меть использовать полученные на уроках знания отказываться от шаблонов. Кроме того, игровая(соревновательная) форма проведения «Дебатов» позволяет разобрать и закрепить изучаемый материал в неформальной обстановке.

На уроках используюся игровые элементы. Они позволяют создать эмоциональный настрой на получение знаний, создать образное представление о посещаемом месте, получить знания через личное ощущение, научить строить диалог. Главная цель такого занятия – это создание игрового состояния – специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать всё новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Игры бывают разные: деловая игра, игра-обсуждение, игра-исследование, ретроспективная игра и т.д.

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой. В ней ученик получает роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста).

В процессе игры-обсуждения воссоздаётся воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов и др.) В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.

Игра-исследование строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но, в отличии от предыдущей формы, основана нам индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк/письмо/фрагмент книги/газетную статью/научный доклад о том или ином историческом событии.

Можно использовать ретроспективную игру, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» - «так могло быть».

Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать «колорит эпохи», «увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определённого времени. Например, экскурсия в пещеру древнего человека (при изучении темы «Древнейшие люди», 5 кл.). Мысленно переносимся в пещеру древних людей, представляем, как в ней холодно и что надо предпринять, чтобы добыть огонь, а затем его поддержать. На других уроках мы мысленно переносимся на Олимп, в страну пирамид, в древнегреческий театр, в хижину средневекового крестьянина, на пир феодала; путешествуем на ярмарку в Шампань, где торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях (проверяю знание карты).

В ходе ролевой игры использую приёмы персонификации. Например, изучая тему «Древневавилонское царство», ученик в роли Хаммурапи оценивает разные ситуации с позиций своих законов. Таким образом, непроизвольно учащиеся запоминают материал. На уроке повторения «Древний Египет» жюри-жрецы со своей позиции оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов и др.

Для выработки умения выделять главное из текста параграфа или исторического документа можно использовать игры:

1 – изложи главное в трёх простых предложениях;

2 – в конце урока предлагаю ребятам составить по 3 вопроса к пройденной теме. Наиболее интересные вопросы оцениваются и становятся материалом для проверочного контроля на следующем уроке.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективно-творческие дела – это всё то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность. Это то, что даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты. Это и есть системно-деятельностный подход, который готовит учащихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.