Обоснование выбора педагогических условий эффективной подготовки учащихся к сдаче норм ГТО на уроках физической культуры
В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная база, определяющая основные направления работы образовательной организации в области формирования и укрепления здоровья школьников и обучающейся молодежи. Здоровье человека в системе социальных ценностей занимает одно из ведущих мест. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения [3].
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»: доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40 %, а среди обучающихся – 80 % [2, 9]. В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания с 1 сентября 2014 года Указом Президента РФ был введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – комплекс ГТО) [10].
Данный указ предусматривает определение понятия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО как программной и нормативной основы системы физического воспитания населения. Комплекс ГТО способствует повышению эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплению здоровья, улучшению благосостояния и качества жизни российских граждан, а также гармоничному и всестороннему развитию личности, формированию потребности в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности.
Разработанные нормативы физической подготовленности являются своеобразным запросом государства, адресованным, в первую очередь, образовательным учреждениям различного уровня. Выполнение норм комплекса ГТО должно стать частью образовательного процесса учащихся всех возрастов [3]. Для обеспечения здоровьесберегающей направленности комплекса в нём выделяется 11 возрастных ступеней. В поле нашего исследования попадают учащиеся среднего звена (7-9 классы), которые по возрастным критериям относятся к IV ступени комплекса ГТО.
В России уже имеется опыт развития физкультурно-массового движения на государственном уровне. Как известно, комплекс ГТО просуществовал с 1931 по 1991 г. Он сыграл значительную роль в повышении массовости и интереса к занятиям физической культурой. Однако, реализация комплекса выявляла и негативные стороны. А. А. Борщевский отмечает, что, во-первых, приоритетность подготовки населения к тяжелому труду и защите родины отодвигала на второй план сохранение физического и психического здоровья, физическое совершенствование личности. Во-вторых, в погоне за массовостью часто подделывались результаты: завышалось количество участников, подгонялись нормативы.
В 2017 году нами уже было проведено исследование, направленное на выяснение уровня физической подготовки учащихся среднего звена Многопрофильного лицея №1 г. Магнитогорска (всего 114 учащихся). Оценка проводилась при помощи 6 тестов, которые входят в данную возрастную ступень комплекса ГТО (бег 100 м, бег 2 км, отжимания, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, наклон вперед из положения стоя, поднимание туловища из положения лежа за 1 мин.) Тогда исследование показало чрезмерно низкий уровень развития общей выносливости (тест – бег на 2000 м) – 40 % учащихся оказались не способны выполнить норматив даже на бронзовый значок. Также, выявилось недостаточное развитие скоростных и скоростно-силовых способностей (тесты – бег на 100 м, прыжок в длину с места) [8].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что повышение качества подготовки участников является одной из важных педагогических проблем, без решения которой невозможно повысить уровень физической культуры личности и здоровья учащихся. Решение этой проблемы возможно лишь при создании в образовательных учреждениях благоприятных организационно-педагогических условий для повышения эффективности подготовки учащихся к сдаче норм комплекса ГТО.
В науке не существует единого понятия термина «педагогические условия», но многие авторы (А. С. Белкин, Л. П. Качалова, Е. В. Коротаева,
Л. М. Яковлева) чаще всего отождествляют условия с факторами, от которых зависит эффективность и целенаправленность функционирования педагогической системы. Это комфортная педагогическая среда, совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые обеспечивают реализацию поставленной педагогической задачи. В рамках нашей рассматриваемой задачи педагогические условия должны быть направлены на 3 фактора. Во-первых, это создание комфортной среды для занятий физической культурой и спортом, во-вторых, повышение качества усвоения изучаемого материала по предмету, и, в-третьих, формирование потребностей и ценностных установок на активное участие в проекте ФВСК ГТО [5].
На основании изученной научной литературы и личного опыта мы выделили комплекс педагогических условий, реализация которых, по нашему мнению, может способствовать повышению качества подготовки учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО.
Создание и постоянное развитие в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды и введение учащихся в активный организованный познавательно-деятельностный процесс освоения принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) и роли комплекса ГТО в формировании знаний и практических навыков ведения ЗОЖ. Для создания такой среды необходимо внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и режимов обучения, таких, например, как: медико-профилактические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, технологии социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. Отношение к здоровью педагогов и учащихся является важным звеном социализации детей, т.к. от уровня сохранения здоровья зависит успешность развития личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс подготовки к сдаче норм комплекса ГТО может способствовать формированию у учащихся навыков и знаний по ведению ЗОЖ, использованию средств физической культуры вне стен школы с целью активного отдыха и оздоровления организма [1].
Изменение вариативной части рабочей программы за счет внесения в ее содержание элементов, направленных на подготовку учащихся к сдаче норм ГТО, а, также, на максимальное использование ресурсов школы в процессе этой подготовки. Наличие в программе вариативной части позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, климатические особенности и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Виды испытаний в комплексе ГТО составлены таким образом, что элементы подготовки возможно включать практически в любой раздел рабочей программы. Кроме того, в некоторых школах имеется нестандартное материально-техническое обеспечение (бассейн, тренажерный зал), которое позволяет повысить эффективность подготовки учащихся.
Оснащение образовательного учреждения современными средствами материально-технического обеспечения школьных уроков, обеспечивающих учащимся качественно освоить программный материал. Необходима разработка перечня инвентаря и оборудования с целью модернизации материального обеспечения уроков физической культуры (коврики, отягощения, мячи и др.) для повышения качества обучения технике выполнения упражнений, формирования интереса и мотивации к занятиям физкультурой. На наш взгляд, на сегодняшний день это наиболее значимая и уязвимая проблема повышения качества физкультурной подготовки. К сожалению, на данный момент в РФ уделяется большое внимание финансированию в сфере спорта высших достижений и катастрофически мало – развитию массового спорта [7].
Организация целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса учебного заведения, которое должно предполагать интеграцию урочной и внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, устойчивого интереса к занятиям физкультурой и участию в проекте ВФСК ГТО. Для этого могут использоваться специальные авторские курсы, беседы, мастер-классы, праздники, индивидуальные программы, методики по формированию ценностного отношения к ЗОЖ. Учащиеся 7-9 классов являются особенной возрастной группой, т.к. они находятся на этапе физического, физиологического, психического и социального созревания, что влияет на восприятие и оценку внешнего мира. Они пребывают в условиях интенсивного педагогического воздействия (и, чаще всего, принимают это влияние) со стороны педагогического коллектива школы. Кроме того, на наш взгляд, этот возраст наиболее восприимчив как к позитивным, так и к негативным компонентам образа жизни. Именно поэтому формирование мотивационного и ценностного компонента в этом возрасте имеет важное значение для ориентации на ЗОЖ [6].
Перечисленные педагогические условия повышения качества подготовки учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО носят обобщенный характер. Более подробные их составляющие должны рассматриваться в рамках конкретного образовательного учреждения или города, т.к. их влияние обуславливается особенностями местных условий, контингентом учащихся, спецификой учебного заведения, уровнем квалификации педагогов, степенью материально-технической оснащенности образовательного процесса и т.д.
Список литературы.
Белобородова, Н. С. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий как показатель успешного обучения детей младшего школьного возраста / Н. С. Белобородова, И. В. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3 – С. 92-97.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». URL: http://govemment.ru/media/files/41d4b1a00210c7effc66.pdf (дата обращения: 05.04.2018).
Гриднев, В. А. Новый комплекс ГТО в вузе : учеб. пособие для студ. высш. уч. за- вед. / В.А. Гриднев, С.В. Шпагин. – Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2015. – 80 с.
Кириллова Я. В. Актуальность процесса педагогического сопровождения в развитии ценностных ориентаций студентов вуза физической культуры / Я.В. Кириллова // Вестник Челябинской Государственной Академии Культуры и Искусств. – 2013. – № 2 (34). – С. 187-190.
Кокорев, В. Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе : автореф. дис. … канд. пед.
наук. – Омск, 2007. – 27 с.
Кульмаметьева, Э. С. Изучение интереса к физической культуре в процессе самовоспитания школьников 11-13 лет / Э. С. Кульмаметьева // Омский научный вестник. – 2011. – №5 – С. 195-197.
Купчина, Е. Н. Организационно-педагогические условия повышения качества уроков физической культуры : автореф. дис. … канд. пед.
наук. – СПб, 2011. – 25 с.
Курочкина, Ю. А. Результаты выполнения V ступени нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) учащимися в условиях современной школы / Ю. А. Курочкина, Я. В. Кириллова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2017. – №3 (15) – С. 65-71.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. URL:http://fizvosp.ru/assets/media/d1/eee/ 1370. pdf (дата обращения: 05.04.2018).
Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38224 (дата обращения 05.04.2018).