СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Образовательные технологии на уроках физики в решении проблемы профессиональной ориентации учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я делюсь опытом использования на уроках физики образовательных технологий для профориентации обучающихся с НОДА.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Образовательные технологии на уроках физики в решении проблемы профессиональной ориентации учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата"»

Образовательные технологии на уроках физики

в решении проблемы профессиональной ориентации

учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)


У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

В.В. Маяковский

1928г.


Строки, написанные В.В.Маяковским, актуальны в современном мире особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как выбрать свою дорогу подросткам с НОДА, испытывающих трудности социальной адаптации, гиперопеку семьи и недостаток жизненного опыта? Учитель может оказать значительную помощь школьникам в формировании адекватных профессиональных планов, а также дать старт эффективной реализации этих планов в жизнь. Профориентационная работа начинается еще в начальной школе и приобретает особое значение в старших классах. Физике принадлежит ведущая роль в политехническом обу­чении.

При реализации профориентационной работы учителю необходимо:

  1. Формировать у обучающихся с НОДА адекватную самооценку - умение соотносить свои интересы и способности с требованиями к выбранной профессии. Например, людям с НОДА противопоказаны профессии, требующие длительного нахождения на ногах.

  2. Расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий». Определиться с перечнем профессий, с которыми в процессе учебной деятельности возможно будет ознакомить учащихся.

  3. Профориентацию не изолировать от изучения основ физики.

  4. Организовать реальные или виртуальные экскурсии на предприятия.

  5. Организовать участие школьников в мероприятиях профориентационной направленности с помощью различных образовательных технологий.


Технология интегрированного обучения.

В жизни задачи не делятся на чисто физические, химические, математические. Любая профессия требует видение причинно-следственных связей, глобального мышления. Например, инженерам по восстановлению окружающей среды, занимающихся реабилитацией экосистем в местах с угнетенной экологией, необходимы знания физики, географии, биологии, химии, экологии, экономики. Дизайнеру виртуальной среды, гейм-дизайнеру, нужно иметь широкий кругозор, техническое видение, знать программирование, элементы психологии.

Интегрированные уроки физики и географии, биологии, химии, ОБЗР, музыки, истории формируют видение целостной картины мира. Например, на уроках физики применение метода арт-синтезтерапии, основанного на использовании сочетания рисунков, стихосложения, риторики, синквейна, позволяет связывать технические и гуманитарные дисциплины, переходить из одной области знаний в другую.

Технология проектного обучения выполняет задачи профессиональной ориентации учащихся. Например, при выполнении проекта по энергосбережению ученик может попробовать себя в роли журналиста, экономиста, логиста, инженера, эколога, используя различные виды деятельности: опрос, анкетирование, видеосъемку, исследование проблемы энергоресурсов, выполнение практической и экономической части.

Современное образование ставит задачу научить детей адаптироваться в быстро меняющемся мире, решать нестандартные ситуации. Кейс-технология имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. Данная технология формирует у школьников умение анализировать нерафинированные жизненные и производственные задачи, побуждает учащихся представить себя в роли специалиста из определенной профессиональной области. Например, кейс: «Механик автоколонны по перевозке бензина не подписал путёвку в рейс водителю Y, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и не касалась земли. Однако водитель самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Y был лишён водительских прав сроком на 1 год». Ученикам предлагается ответить на вопросы: «Зачем бензовозам нужна цепь до земли?», «Был ли прав механик автоколонны?», «Не слишком ли суровое наказание понёс Y?», «Какой лучший выход можно было найти в данной ситуации?». Для решения кейса необходимо не только предметное знание, но знания из нескольких дисциплин.

Кейс-технология способствует формированию умения объяснять физические явления и подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни.

Примерить на себя роли конкретных специалистов позволяет игровая технология – ведущая форма квазипрофессиональной деятельности.

В процессе игры учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей различных профессий.

Пример. Деловая игра «Вокруг света».

Действующие лица:

Инженер – применение линз, зеркал.

Медики – Строение глаза. Дальнозоркость. Близорукость.

Психолог – влияние цвета на человека, иллюзии.

Биолог – кто как смотрит и что видит.

Художник – смешение цветов, свет и тень.

Фотограф, видеооператор.


Информационно-коммуникационная технология обучения является основным инструментом дальнейшей профессио­нальной деятельности человека. Без IT-специалистов не обходятся ни коммерческие структуры, ни государственные организации. IT-специалисты могут работать на себя, удалённо выполняя заказы, что важно для людей с НОДА. 

Одним из примеров применения IT в профориентации на уроках физики является создание видеороликов по изучаемым темам, просмотр фрагментов производственных учебных фильмов, осуществление виртуальных экскурсий на производство.

Домашнее задание с применением IT:

  • Проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ.

  • Моделирование на компьютере физических процессов и явлений.

  • Проведение экспериментов с видеозаписью.

  • Участие в конкурсах, олимпиадах, т.е. приобретение навыков обработки и передачи информации.



Проводя профориентационную работу, нужно помнить, что окончательный выбор остается только за учеником, ибо выбирая профессию - выбирается судьба.