Образовательные технологии на уроках физики
в решении проблемы профессиональной ориентации
учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
В.В. Маяковский
1928г.
Строки, написанные В.В.Маяковским, актуальны в современном мире особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как выбрать свою дорогу подросткам с НОДА, испытывающих трудности социальной адаптации, гиперопеку семьи и недостаток жизненного опыта? Учитель может оказать значительную помощь школьникам в формировании адекватных профессиональных планов, а также дать старт эффективной реализации этих планов в жизнь. Профориентационная работа начинается еще в начальной школе и приобретает особое значение в старших классах. Физике принадлежит ведущая роль в политехническом обучении.
При реализации профориентационной работы учителю необходимо:
Формировать у обучающихся с НОДА адекватную самооценку - умение соотносить свои интересы и способности с требованиями к выбранной профессии. Например, людям с НОДА противопоказаны профессии, требующие длительного нахождения на ногах.
Расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий». Определиться с перечнем профессий, с которыми в процессе учебной деятельности возможно будет ознакомить учащихся.
Профориентацию не изолировать от изучения основ физики.
Организовать реальные или виртуальные экскурсии на предприятия.
Организовать участие школьников в мероприятиях профориентационной направленности с помощью различных образовательных технологий.
Технология интегрированного обучения.
В жизни задачи не делятся на чисто физические, химические, математические. Любая профессия требует видение причинно-следственных связей, глобального мышления. Например, инженерам по восстановлению окружающей среды, занимающихся реабилитацией экосистем в местах с угнетенной экологией, необходимы знания физики, географии, биологии, химии, экологии, экономики. Дизайнеру виртуальной среды, гейм-дизайнеру, нужно иметь широкий кругозор, техническое видение, знать программирование, элементы психологии.
Интегрированные уроки физики и географии, биологии, химии, ОБЗР, музыки, истории формируют видение целостной картины мира. Например, на уроках физики применение метода арт-синтезтерапии, основанного на использовании сочетания рисунков, стихосложения, риторики, синквейна, позволяет связывать технические и гуманитарные дисциплины, переходить из одной области знаний в другую.
Технология проектного обучения выполняет задачи профессиональной ориентации учащихся. Например, при выполнении проекта по энергосбережению ученик может попробовать себя в роли журналиста, экономиста, логиста, инженера, эколога, используя различные виды деятельности: опрос, анкетирование, видеосъемку, исследование проблемы энергоресурсов, выполнение практической и экономической части.
Современное образование ставит задачу научить детей адаптироваться в быстро меняющемся мире, решать нестандартные ситуации. Кейс-технология имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. Данная технология формирует у школьников умение анализировать нерафинированные жизненные и производственные задачи, побуждает учащихся представить себя в роли специалиста из определенной профессиональной области. Например, кейс: «Механик автоколонны по перевозке бензина не подписал путёвку в рейс водителю Y, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и не касалась земли. Однако водитель самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Y был лишён водительских прав сроком на 1 год». Ученикам предлагается ответить на вопросы: «Зачем бензовозам нужна цепь до земли?», «Был ли прав механик автоколонны?», «Не слишком ли суровое наказание понёс Y?», «Какой лучший выход можно было найти в данной ситуации?». Для решения кейса необходимо не только предметное знание, но знания из нескольких дисциплин.
Кейс-технология способствует формированию умения объяснять физические явления и подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни.
Примерить на себя роли конкретных специалистов позволяет игровая технология – ведущая форма квазипрофессиональной деятельности.
В процессе игры учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей различных профессий.
Пример. Деловая игра «Вокруг света».
Действующие лица:
Инженер – применение линз, зеркал.
Медики – Строение глаза. Дальнозоркость. Близорукость.
Психолог – влияние цвета на человека, иллюзии.
Биолог – кто как смотрит и что видит.
Художник – смешение цветов, свет и тень.
Фотограф, видеооператор.
Информационно-коммуникационная технология обучения является основным инструментом дальнейшей профессиональной деятельности человека. Без IT-специалистов не обходятся ни коммерческие структуры, ни государственные организации. IT-специалисты могут работать на себя, удалённо выполняя заказы, что важно для людей с НОДА.
Одним из примеров применения IT в профориентации на уроках физики является создание видеороликов по изучаемым темам, просмотр фрагментов производственных учебных фильмов, осуществление виртуальных экскурсий на производство.
Домашнее задание с применением IT:
Проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ.
Моделирование на компьютере физических процессов и явлений.
Проведение экспериментов с видеозаписью.
Участие в конкурсах, олимпиадах, т.е. приобретение навыков обработки и передачи информации.
Проводя профориентационную работу, нужно помнить, что окончательный выбор остается только за учеником, ибо выбирая профессию - выбирается судьба.