СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Обучение эффективному чтению на уроках французского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Обучение эффективному чтению на уроках французского языка"»

Трудно представить себе ситуацию, которая не ставила бы современного человека перед необходимостью понимать письменные тексты самого разнообразного формата и назначения.

Понимание письменных текстов (literacy) является ключевой компетенцией, относящейся к таким сферам, как социальное взаимодействие человека и его познавательная деятельность. Иными словами, грамотность чтения обеспечивает человеку реализацию таких фундаментальных потребностей, как общение и мышление.

Ключевая компетенция, как известно, имеет надпредметный характер и переносима в процессе деятельности на любые функционально смежные объекты и ситуации. Как же обстоит дело с пониманием письменных текстов на родном языке у наших школьников? Ответом на этот вопрос могут служить результаты, которые показаны российскими учащимися, принимавшими участие в тестировании PISA* в 2009 году. Российская Федерация занимает 43-е место в рей* Международная программа оценивания учащихся (Programme for International Student Assessment / Programme international pour le suivi des acquis des élèves). Тестирование PISA проводится с 2000 года раз в три года в трех основных областях: математика, естествознание и понимание письменных текстов. В тестировании участвуют подростки в возрасте 15 лет. В 2000 и 2009 годах в центре внимания PISA было понимание письменных текстов.

тинге из 65 стран-участников** и имеет показатели ниже среднеевропейского балла. Таким образом, задача учителя иностранного языка заключается не столько в перенесении сформированных компетенций, сколько в их формировании на материале иностранного языка.

Акт чтения — сложный нейрофизиологический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функции зрительного анализатора. Важно отметить, что при чтении мозг, в зависимости от установки читающего, осуществляет дифференциацию существенной и несущественной в смысловом отношении информации.

Движение глаза в процессе чтения

Исследования (1) процессов обработки текста на нейрофизиологическом уровне показывают, что глаз движется по тексту не плавно, как это кажется читающему, а совершает три основных движения:

скачки - перемещения глаза слева направо;

фиксации - остановки глаза по мере передвижения слева направо;

рефиксации - остановки глаза при повторной фиксации (перемещения справа налево).

Во время скачков глаз перемещается по тексту, меняя точки фиксации. Временная продолжительность скачка колеблется от 0,01 до 0,07 сек, а его длина варьируется в зависимости от целевой программы читающего, т.е. от выбора точек фиксации. Скачки в процессе чтения занимают лишь 5% времени, остальное время приходится на фиксации.

Находясь в положении фиксации, глаз декодирует графическую информацию, находящуюся в зоне видимости. Количество воспринимаемых за одну фиксацию букв (в среднем от 4 до 6, иначе говоря, одно короткое слово) называется углом охвата. Именно в положе-

** Для сравнения, в 2003 году Российская Федерация заняла 32-е место в рейтинге из 41 страны-участника.

Ключевые слова: ключевая компетенция, зрительное декодирование, лексикон читающего, стратегии эффективного чтения, тренинг.

нии фиксации происходит собственно чтение. В этом положении глаз остается от 0,2 до 0,5 сек. За это время восприятие графических элементов букв (палочки, крючки и пр.) сопровождается на когнитивном уровне декодированием цепочки букв, которые соотносятся с графическим образом слов, хранящихся в ментальном словаре-лексиконе читающего, называемым также его индивидуальным словарем или тезаурусом. Как только слово опознано, нейронная система активизирует его смысл. Читающий включает этот смысл в процедуру ментальной обработки фразы, абзаца, текста.

Однако читающий видит не только буквы, непосредственно находящиеся в зоне угла охвата, но и буквы за его пределами. Эта зона размыта для четкого смыслового декодирования, но чрезвычайно важна для программирования следующего скачка глаза.

Движения глаза, называемые рефикса-циями или регрессиями, характеризуются возвращениями назад, повторными фиксациями уже прочитанного. Рефиксации совершаются по двум причинам: в случае непонимания читаемого и при плохо развитых зрительных стратегиях чтения.

Грамотное владение алгоритмом зрительного декодирования по сравнению со средними значениями, описанными выше, характеризуется:

1) уменьшением времени на реализацию скачка в сочетании с увеличением избирательной вариативности его длины;

2) большим углом охвата, что позволяет распознать большее количество слов за единицу времени, и эффективным программированием следующих скачков глаза;

3) отсутствием рефиксаций, т.е. стабильным движением глаза слева направо и вниз по тексту.

Механизмы обработки слова в процессе чтения

Понимание текста строится на основе выдвижения и подтверждения/опровержения гипотез, сформулированных с учетом информации, которая извлекается читающим по крайней мере из двух форматов текста: дискурсивного (слова, предложения, абзацы) и документного

(автор, заголовок, подзаголовки, абзацы, шрифты, иконографические элементы). Иначе говоря, чтение и понимание представляет собой не разложение на части, а воссоздание, построение целого из частей. Поскольку основной единицей зрительного декодирования, как было показано выше, является слово, остановимся на стратегиях обработки этой «целостной, хотя и расчлененной внутри себя единицы». (5)

Процесс обработки слова осуществляется взаимодействием нескольких отделов головного мозга, которые обслуживают лексикон читающего. Вопросы описания и функционирования лексикона находятся в центре внимания нейрофизиологов, психолингвистов, ког-нитологов и лингвистов, которые при всем разнообразии реализуемых методов и получаемых результатов сходятся в том, что слово представлено в сознании читающего субъекта тремя образами-репрезентациями:

графический образ (визуальная репрезентация);

фонологический образ (слуховая репрезентация);

семантический образ (смысловая репрезентация).

В соответствии с этим исследователи выделяют три пути входа в ментальный лексикон, три действующих в обработке слова механизма:

1) фонологической (сублексической) обработки - зрительно-звуковое восприятие слова, обработка звуко-буквенных соответствий;

2) идеовизуальной (лексической) обработки - визуальное восприятие слова целиком, по его форме;

3) семантической обработки - смысловая обработка слова.

Существующие разногласия затрагивают характер взаимодействия этих трех механизмов: ряд исследователей говорят о примарности механизма фонологической обработки (6), другие же в качестве определяющего механизма чтения рассматривают механизм идеовизуальной обработки (10). Очевидно однако, что иерархия этих механизмов будет различной в зависимости от этапа овладения чтением: если на начальном этапе

можно говорить о функциональной доминанте фонологического механизма (ведь овладевая письменным кодом, языковой субъект опирается на фонетико-фонологические репрезентации слова), то при зрелом чтении она постепенно сходит на нет.

Небольшой экскурс в историю позволит лучше понять ситуацию взросления человека читающего. В XIV веке ирландские монахи ввели в существовавшую письменность пробелы. До этого момента тексты записывались без пробелов между словами (scripta continua). Этот способ записи требовал в обязательном порядке чтения вслух. Введение пробелов и знаков пунктуации можно считать революционным переходом не только к новому типу письменности, но к новому типу чтения - чтению про себя, визуальному чтению.

Экспериментальные исследования свидетельствуют, что скорость чтения, которая обеспечивает оптимальные условия для понимания читаемого текста, равна в среднем 250 словам в минуту. Субвокализация, т.е. произнесение, про-говаривание текста во время чтения, обеспечивает скорость до 100 слов в минуту, а медленное (вдумчивое) чтение до 70 слов в минуту. Таким образом, озвучивание не является фактором, оптимизирующим как понимание, так и запоминание письменного текста.

Анализ учебников и методических разработок по обучению чтению показывает, что чтение вслух часто рекомендуется именно как способ улучшить понимание текста, большинство методистов считают, что медленное (вдумчивое) чтение улучшает понимание текста. В свете полученных экспериментальных данных для вдумчивого осмысления текста лучше прочитать его несколько раз в режиме зрительного декодирования (250 слов в минуту) с разными установками, чем один раз медленно. Недифференцированное совмещение механизмов фонологической и идеови-зуальной обработок слова имеет своим следствием тот факт, что в школьной практике даже проверка скорости чтения практически повсеместно осуществляется методом озвучивания текста.

Таким образом, для достижения эффективности чтения следует систематически избавляться от субвокализации. Одним из эффективных способов преодолеть субвокализацию является планомерный тренинг зрительного декодирования.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей