СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Коньковая подготовка на уроках физической культуры в школе "

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются основные аспекты обучения учащихся катанию на коньках в рамках урока физической культуры. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Коньковая подготовка на уроках физической культуры в школе "»

Учитель физической культуры Грузинова Н.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Бердска


ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОМУ КАТАНИЮ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Современный темп жизни ставит перед нами множество проблем, и самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Среди детской патологии лидирует нарушение осанки и сколиозы. И не удивительно - причина в возрастающей нагрузке на детей в школе, недостаток их двигательной активности в свободное время и многочасовое сиденье за компьютерными играми.

Цель школьного образования - это развитие универсальных учебных действий, определяющих способности личности школьника учиться. Эти способности в значительной мере развиваются на уроках физической культуры.

У учащихся формируется опыт здоровье сбережения, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье и жизнь.

Благодаря введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных школах появилась возможность для новых форм проведения уроков физической культуры. И катание на коньках- замечательных выход из положения!

Катание на коньках является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности учащихся. Систематические занятия катанием на коньках на свежем воздухе оказывают положительное влияние на организм ребенка. Прежде всего, это благоприятные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. У учащихся совершенствуется функция равновесия, что позволяет им легко и свободно маневрировать на льду, выполняя различные фигуры.

Благодаря влиянию свежего воздуха улучшаются терморегуляционные процессы в организме и, следовательно, происходит закаливание, повышается сопротивляемость простудным заболеваниям, отмечается сокращение их продолжительности.

Повышается устойчивость вестибулярного аппарата, правильно распределяется мышечное напряжение.

При передвижении на коньках многократно повторяться одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двух опорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы и на осанку детей.

Школьное катание заключается в исполнении тех или иных заранее определенных фигур, причем главным требованием является точность вычерчивания заданных фигур на льду и правильность, а также красота и свобода движений и положений.

На уроке катания на коньках 60% времени отводиться упражнениям общего воздействия на организм с большей направленностью на развитие выносливости и 40% на развитие специальных качеств, умений и навыков комплексного характера.

Одним из главных компонентов обучения является повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, поскольку предрасположенность и потенциальная способность будет абсолютно разной, следует предусмотреть строго индивидуальный подход в выборе способов и методов воздействия для развития необходимых качеств (координации и ловкости). Нагрузки должны быть небольшого объема с частыми паузами для отдыха. При изучении простых упражнений пользоваться краткими и точными объяснениями. А показ должен быть четким и точным Похвала и методы поощрения обязательны. Обучать техническим действиям в этом возрасте надо с максимально частой сменой упражнений, так как монотонное и многократное повторение одного-двух упражнений быстро снизит у ребенка интерес к занятиям. Одним из важнейших физических качеств является гибкость – способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Без этого качества невозможно совершенствовать технику скольжения. Поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения скованны и ограниченны.

В процессе воспитания быстроты необходимо стремиться к максимальному увеличению темпа движений, к обеспечению оптимальной их амплитуде и максимальному расслаблению не участвующих в работе групп мышц. Развитие быстроты осуществляется в течении всего учебно-тренировочного процесса и выполняется в начале основной части занятия.

Игровую деятельность необходимо использовать на занятиях различной направленности. Игровой метод повышает активность и эмоционально стимулирует учащихся. Широкий диапазон игровых заданий дает возможность не только развивать у учащихся физические качества, но и формировать у них устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. В дальнейшем для учащихся создаются условия, требующие проявления собственной инициативы. Игровые упражнения с использованием неожиданных сигналов с одновременным выполнением различных заданий. Упражнения выполняются в максимальном темпе. При выполнении таких заданий целесообразно учащихся распределить на группы по 5-6 человек и проводить упражнения в виде эстафет. Паузы отдыха использовать для разбора задания (замечания, ошибки, похвала и т.д.). Игра связана с проявлением инициативы ее участниками, всегда непредсказуема и эмоциональна. Наличие в игре элементов соперничества требует от участников значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей. А выбор разнообразных способов достижения цели способствует формированию у участников игры инициативы, самостоятельности, творчества и других ценных личностных качеств.

Упражнения для воспитания выносливости должны выполняться с умеренной и средней интенсивностью. Простое катание по кругу в течении 10-15 минут предъявляет определенные требования к аэробным возможностям организма, к работе мышц рук, ног, спины, живота -это первый и очень важный этап подготовки. Простым катанием называют передвижение на коньках с небольшой скоростью. Осваивая технику нельзя спешить. Заучив неправильное положение или движение переучиваться очень трудно, требует много времени. Выполнение таких заданий развивает способности к самостоятельности и творческому поиску. Формирует способности к самоанализу.

Для учащегося важно почувствовать одобрение со стороны педагога и одобрения со стороны сверстников. Одним из важных моментов является признание спортивных успехов окружающими – это один из ведущих мотивов, который связан с утверждением в коллективе. Это стремление к личностным достижениям.

На начальном этапе подготовки, для освоения отдельных элементов техники исполь-зуются подвижные игры. Систематизация подвижных игр на льду в зависимости от их педагогической значимости. В зависимости от поставленных в занятии задач выделяют три группы игр:

а)  игры-упражнения для обучения и формирования отдельных элементов техники катания на коньках;

б) подвижные игры для формирования физических качеств, необходимых фигуристу;

в)  игры-эстафеты для сопряженного решения задач формирования элементов техники катания на коньках и развития физических качеств.

Для обучения и формирования отдельных элементов техники я предлагаю использовать следующие упражнения:


           Упражнения

   Методические рекомендации

1.Стоя на прямых ногах, коньки параллельно друг другу, передвигать ноги вперед-назад, скользя на коньках.

Коньки находятся на плоскости полоза.

2.Ходьба приставными шагами вправо – влево, затем поворачиваясь вправо или влево .         

Коньки находятся на плоскости полоза; руки произвольно.

3.Стоя на прямых ногах, отвести одну в сторону и сохранять равновесие на одном коньке.

Руки – произвольно.

4.Ходьба приставными шагами скрестно, переступая через опорную ногу.

Руки – произвольно. 

5.Приседания, стоя на коньках, до низкого седа, до посадки конькобежца.

Коньки удерживать на плоскости полоза, меняя положения рук: впереди, на поясе, за спиной, держась за опору.

6.«Перенос веса тела» с ноги на ногу в посадке конькобежца.


Различное положение рук: впереди, за спиной, держась за руки партнера; ноги расставлены параллельно на ширину плеч, конек опорной ноги на плоскости полоза, конек отведенной ноги – на внутреннем ребре; вес тела на опорной ноге. 

7. Стоя на слегка согнутых ногах, один конек повернуть носком наружу, перевести на внутреннее ребро и сделать толчок, приставить к опорной ноге, скользить на двух. То же  - другой ногой.

Вес тела на опорной ноге, руки – произвольно.

                            

8. Обучение умению сгруппироваться и мягко упасть на бок. Упражнение «саночки»:


   Корпус наклонить немного вперед, руки перед собой, ноги согнуты. параллельны друг другу, расстояние между ними – 20 см. Подбородок прижать к груди.         Падать на бок, подставляя руки, – это самый безопасный вариант падения.

9. Упражнения на равновесие: «юнга»

Корпус наклонить немного вперед, коньки на плоскости полоза, толчок правой ногой, скольжение на двух ногах стоя с различными положениями рук.

10. « Неваляшка»

Толчок правой ногой, скольжение на двух ногах стоя, чередуя с различными приседами (полуприсед, глубокий присед).Руки вперед.

11. «Фонарик»

Небольшой разбег, посадка конькобежца, скольжение по прямой, слегка приседая и разводя коньки в стороны до ширины плеч и сводя их в исходное положение. Инвентарь :6-8 малых резиновых мячей, расположенных на расстоянии 1-1,5 метра

12. «Змейка»

Небольшой разбег, посадка конькобежца, скольжение по прямой, перенос веса тела с одной ноги на другую при скольжении. Инвентарь тотже.

13. Торможении «плугом»

Медленно развести пятки, опираясь на внутренние ребра коньков; ноги слегка согнуть, прижать одно колено к другому; массу тела распределить равномерно на обе ноги

14. Торможении «полуплугом»

Во время скольжения по прямой на двух параллельных коньках одна нога выдвигается чуть вперед, на нее перено-сится масса тела; другая поворачивается носком внутрь и упирается внутренним ребром конька о поверхность льда; туловище немного отклонено назад

15. Торможением двумя ногами с поворотом туловища.

Ступни ног при этом соединяют и делают резкий поворот на 90°. В момент поворота ноги сгибаются в коленных суставах, туловище слегка отклоняется назад и разворачивается в сторону так, что оба конька оказываются поперек линии только что законченного движения. Остановка производится на полном ребре конька.

Используемая литература:

  1. Волков В.М. Физкультура и спорт. 1983 год.

  2. Румянцев Г.Г. «Психологическая подготовка конькобежцев». Учебное пособие. 2005 год.

  3. Чайкин В.А. «Начальная подготовка юных конькобежцев». Физкультура и спорт. 1980 год.

  4. Чайкин В.А. «Конькобежные занятия в школе». Конькобежный спорт. 1998год.

  5. Абзалов Р.А. Физическая культура, учебное пособие 2005 год.