Онлайн-обучение как неизбежный выбор во время карантина или новые вызовы для современного педагога
Залыгина О. В., учитель английского языка
Пандемия, связанная с распространением новой коронавирусной инфекцией, оказала глобальное воздействие в последние месяцы и продолжает поражать большинство сфер нашей жизни, причем образование является одной из наиболее пострадавших. Учащиеся по всему миру начали терять драгоценное время в своем образовании во время введенной изоляции из-за опасений развития пандемии. Ситуация вынудила школы закрыться, а ученикам пришлось обучаться из дома. Неудивительно, что и дети, и родители чувствуют себя эмоционально и психологически опустошенными в этот момент. В такое время длительный период изоляции вынуждает сектор образования быстро развиваться. Большинство школ и учреждений среднего и высшего образования внедрили идею онлайн обучения, чтобы не упускать столь драгоценное время. За последнее время в обществе мнения по поводу дистанционного обучения разошлись от диаметрально противоположных «не нравится, пользы не приносит» и «отличный вариант, можно повсеместно перейти на него», а так же колеблющийся «можно использовать как вариант очного обучения, но только в условиях угрозы здоровья детей».
Если Вы хоть раз столкнулись с онлайн обучением, также как и я, уверена, что и Вы испытали одну или несколько из нижеперечисленных проблем. В противном случае Вы - удачливый преподаватель! В данной статье я хотела бы поделиться некоторыми из трудностей, с которыми я столкнулась и рассказать о том, как я их преодолевала. Во- первых, это технические проблемы, связанные с неустойчивым интернет-соединением или низкой скоростью передачи данных.
К сожалению, эти трудности возникали не только у меня, но и у моих учеников, особенно в первые недели онлайн-уроков. Как оказалось, наличие современных гаджетов не гарантирует нам качественного обучения, если интернет постоянно пропадает, или элементарно отсутствует скоростная передача данных, а значит тормозит видео и аудио. Видеоурок постоянно прерывается, учеников, да что уж скрывать, и учителя просто «выбивает» из обучающей платформы.
Возможное решение: поскольку многие дома для подключения устройств к интернету используют wi-fi роутер, то одним из способов увеличить скорость интернета являлось подключение наименьшего количества устройств к маршрутизатору. На деле, многие родители моих учеников, и члены моей семьи, отдавали предпочтение обучению, и на время уроков ограничивали свои выходы в интернет. Кроме того, у нас получилось выстроить расписание занятий таким образом, чтобы всемирная сеть была наименее загружена. Кроме того, мы с родителями обсудили план Б на случай непредвиденных ситуаций. В случаях крайней необходимости, когда невозможно было подключиться к онлайн уроку, мы использовали электронную почту или мессенжеры Viber или WhatsApp.
Во-вторых, выбор платформы, на которой проводить уроки. Нам было предложено несколько вариантов. Это и Учи.ру, Якласс, РЭШ (российская электронная школа), Zoom, Skyeng и другие. Но проблема была не столько в разнообразии предложенных вариантов, сколько в их доступности, так как часть платформ была платной или частично платной, какая то платформа не подходила для учеников начальной школы. Мне, как учителю, ведущему уроки в классах разной ступени, важно было найти программу, подходящую для всех возрастов. Свой выбор я остановила на платформе для видеоуроков и конференций Zoom. Данный ресурс позволял подключить необходимое количество участников, открывать демонстрацию экрана, чтобы показывать презентации или видео к уроку. Да, мы с учениками не сразу пришли к идеальному уроку. Было все: и внезапные отключения, и шумы, но в итоге мы научились работать слаженно и продуктивно.
Еще одна проблема, возникшая на моем пути в период дистанционного обучения, заключалась в том, что не все ученики могли подключаться к занятию по причине отсутствия рядом взрослого. Ученикам начальной школы обычно помогают родители, но и они иногда работают. В таких случаях нам помог найти выход сервис «Моя школа онлайн» и запись видеоуроков.
Да, мы справились, и, если будет необходимость сделаем это еще раз. Но я надеюсь, что онлайн обучение останется лишь вариантом и дополнением к очному обучению. Мне важно видеть глаза детей, чувствовать их настроение, понимать их потребности именно в момент урока. Я ни на что не променяю живое общение с человеком.