СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Опыт Курского электромеханического техникума в области повышения финансовой грамотности обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Опыт Курского электромеханического техникума в области повышения финансовой грамотности обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Опыт Курского электромеханического техникума в области повышения финансовой грамотности обучающихся"»

ОПЫТ КУРСКОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


«Нужный предел богатства – иметь необходимое,

высший – иметь столько, сколько с тебя довольно».

Луций Сенека

Исследования в области финансовой грамотности проводятся во всем мире. В России в последнее время большое внимание уделяется повышению компетентности населения в управлении личными финансами. Большая часть населения РФ имеет недостаточный уровень знаний в этом вопросе. Для планирования своего бюджета необходимо учитывать риски и принимать эффективные решения по управлению финансами.

Финансово-неграмотный человек может попасть в сложную ситуацию. Следовательно, финансовая грамотность необходима для каждого человека в наш стремительно развивающийся век.

Финансовое образование будет способствовать снижению рисков, правильному использованию финансовых продуктов, принятию экономически-обоснованных решений. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Большинство людей испытывают при этом немалые затруднения, связанные с отсутствием необходимого уровня финансовой грамотности.

Финансовая грамотность населения влияет на социально-экономические аспекты жизни:

  • личная финансовая безопасность;

  • потребление и покупательская способность;

  • независимость;

  • инвестиционная активность.

Организация экономического сотрудничества и развития приводит следующее определение финансовой грамотности: сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия.

В «Обращении от имени Российского председательства в «Группе двадцати» министр финансов Антон Германович Силуанов сказал: «Российское правительство приняло долгосрочную стратегию развития финансового сектора, которая включает в себя меры по расширению доступа к финансовым услугам, улучшению финансовой грамотности и защиты прав потребителей. Министерство финансов Российской Федерации при поддержке Всемирного банка в настоящее время реализовывает общенациональный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Для выпускников ОБПОУ «КЭМТ» большое значение имеет овладение азами финансовой грамотности и преподаватели учебных дисциплин и профессиональных модулей экономического профиля способствуют достижению этой цели.

Для повышения уровня финансовой грамотности у студентов бывает недостаточно лишь теоретического курса учебных дисциплин экономического профиля. Проведение семинаров, викторин, экскурсий и других мероприятий призвано приобщать обучающихся к финансовой культуре.

Для выполнения поставленной задачи в техникуме проводится ряд мероприятий по повышению финансовой грамотности обучающихся всех профессий и специальностей.

Одним из таких мероприятий стало внеаудиторное занятие в группе МТЭХ-31 (специальность «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)») «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. Личный финансовый план». При подготовке к занятию студентам были выданы опережающие задания по следующей тематике: «Личное финансовое планирование», «Формулировка жизненных целей и расстановка приоритетов», «Планирование бюджета», «Принципы накопления». Таким образом, еще до начала занятия студенты имели возможность самостоятельно заниматься поиском, анализом и систематизацией материалов для выполнения задания. На основе работы над всеми изученными источниками информации студентам предлагалось подготовить презентацию результатов самостоятельной работы и краткий конспект с изложением ключевых позиций изученного вопроса. Составление конспекта дало возможность студентам кратко, четко, лаконично излагать свои мысли.

В ходе внеаудиторного занятия обучающиеся представили результаты выполненных заданий в форме сообщений и презентаций, имели возможность обсудить и прокомментировать материалы, высказать свое мнение.

Практической частью внеаудиторного занятия было составление личного финансового плана. Это вызвало у студентов большой интерес. Для составления личного финансового плана им было необходимо поставить финансовую цель, учесть и сопоставить все доходы и расходы, сделать соответствующие выводы. В ходе выполнения задания обучающиеся смогли на конкретном примере просчитать финансовые результаты, откорректировать свои финансовые цели.

В целом занятие вызвало у обучающихся большой интерес и желание повышать уровень финансовых знаний.

В связи с большой заинтересованностью студентов аналогичное мероприятие было проведено в группе ТМ-31(специальность «Технология машиностроения»). Планируется проведение занятия в группе СВ-11 (профессия «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»).

Во внеклассном занятии – викторине «Финансовые знатоки» для студентов первых курсов специальностей «Электрохимическое производство» и «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» была представлена информация, позволяющая заложить основу для формирования базовых навыков финансовой грамотности.

С «Личным кабинетом налогоплательщика» в ходе внеклассного урока по теме «Налоговая грамотность. Современный налогоплательщик» познакомились студенты специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Еще одним важным шагом на пути повышения финансовой грамотности обучающихся стало участие в «Онлайн уроках финансовой грамотности», организованных Центральным банком Российской Федерации.

Для участия в этих онлайн уроках были привлечены студенты практически всех профессий и специальностей трех учебных площадок ОБПОУ «КЭМТ».

Например, на учебной площадке по ул. Серафима Саровского было принято участие в онлайн уроках для студентов следующих профессий и специальностей: «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Технология машиностроения».

Группы СВ-11 и МР-31 участвовали в уроках по теме: «С деньгами на «Ты» или Зачем быть финансово-грамотным».

Группа ТМ-31 принимала участие в двух онлайн уроках: «Азбука страхования и пять важных советов, которые помогут», «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами».

Занятия вызвали большой интерес у обучающихся, они признались, что материал уроков заставил их задуматься о многих вещах, на которых они не заостряли внимание в повседневной жизни. Об этом свидетельствовали вопросы, которые задавали студенты в течении занятия. Например,

  • Как выбрать дополнительный источник доходов?

  • Как отказаться от привычных затрат и сэкономить для достижения своей цели?

  • Как создать финансовую подушку безопасности?

  • Стоит ли давать деньги в долг?

  • Как оформить кредит для получения дополнительного образования?

Это лишь небольшой перечень интересующих вопросов. Большое значение имело то, что студенты после урока самостоятельно занимались поиском и обобщением информации с целью углубления полученных на уроке знаний.

Подводя итоги, можно сказать, что хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку для достижения его личных финансовых целей. Организация в техникуме внеаудиторных мероприятий, классных часов, бесед несомненно помогут обучающимся сформировать мировоззрение успешного, уверенного в себе финансово-грамотного человека.



Список литературы:

1.Блискавки Е.А. Бюджет и финансовое планирование. Управление бюджетом домохозяйства: Москва, 2015. – 60 с

2.Совершенствование национальных стратегий финансового образования. Совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР

3.Текстовые информационно-образовательные материалы для тьютора. Подготовлено АНО «ЭПШ ФБК» по заданию Министерства финансов Российской Федерации в рамках выполнения контракта №FEFLP/QCBS-3.5 «Разработка и реализация на пилотной основе модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности работающего населения (по месту работы) по проекту Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: Москва, 2014. – 60 с



Интернет-источники:

1. Блискавки Е.А. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Электронный ресурс] URL: https://econ.wikireading.ru/

2.Как составить личный финансовый план [Электронный ресурс] URL: http://samsebegu.ru

3.Финансовое благополучие в семье [Электронный ресурс] URL: http://bookitut.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!