ОПЫТ КУРСКОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Нужный предел богатства – иметь необходимое,
высший – иметь столько, сколько с тебя довольно».
Луций Сенека
Исследования в области финансовой грамотности проводятся во всем мире. В России в последнее время большое внимание уделяется повышению компетентности населения в управлении личными финансами. Большая часть населения РФ имеет недостаточный уровень знаний в этом вопросе. Для планирования своего бюджета необходимо учитывать риски и принимать эффективные решения по управлению финансами.
Финансово-неграмотный человек может попасть в сложную ситуацию. Следовательно, финансовая грамотность необходима для каждого человека в наш стремительно развивающийся век.
Финансовое образование будет способствовать снижению рисков, правильному использованию финансовых продуктов, принятию экономически-обоснованных решений. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Большинство людей испытывают при этом немалые затруднения, связанные с отсутствием необходимого уровня финансовой грамотности.
Финансовая грамотность населения влияет на социально-экономические аспекты жизни:
личная финансовая безопасность;
потребление и покупательская способность;
независимость;
инвестиционная активность.
Организация экономического сотрудничества и развития приводит следующее определение финансовой грамотности: сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия.
В «Обращении от имени Российского председательства в «Группе двадцати» министр финансов Антон Германович Силуанов сказал: «Российское правительство приняло долгосрочную стратегию развития финансового сектора, которая включает в себя меры по расширению доступа к финансовым услугам, улучшению финансовой грамотности и защиты прав потребителей. Министерство финансов Российской Федерации при поддержке Всемирного банка в настоящее время реализовывает общенациональный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Для выпускников ОБПОУ «КЭМТ» большое значение имеет овладение азами финансовой грамотности и преподаватели учебных дисциплин и профессиональных модулей экономического профиля способствуют достижению этой цели.
Для повышения уровня финансовой грамотности у студентов бывает недостаточно лишь теоретического курса учебных дисциплин экономического профиля. Проведение семинаров, викторин, экскурсий и других мероприятий призвано приобщать обучающихся к финансовой культуре.
Для выполнения поставленной задачи в техникуме проводится ряд мероприятий по повышению финансовой грамотности обучающихся всех профессий и специальностей.
Одним из таких мероприятий стало внеаудиторное занятие в группе МТЭХ-31 (специальность «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)») «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. Личный финансовый план». При подготовке к занятию студентам были выданы опережающие задания по следующей тематике: «Личное финансовое планирование», «Формулировка жизненных целей и расстановка приоритетов», «Планирование бюджета», «Принципы накопления». Таким образом, еще до начала занятия студенты имели возможность самостоятельно заниматься поиском, анализом и систематизацией материалов для выполнения задания. На основе работы над всеми изученными источниками информации студентам предлагалось подготовить презентацию результатов самостоятельной работы и краткий конспект с изложением ключевых позиций изученного вопроса. Составление конспекта дало возможность студентам кратко, четко, лаконично излагать свои мысли.
В ходе внеаудиторного занятия обучающиеся представили результаты выполненных заданий в форме сообщений и презентаций, имели возможность обсудить и прокомментировать материалы, высказать свое мнение.
Практической частью внеаудиторного занятия было составление личного финансового плана. Это вызвало у студентов большой интерес. Для составления личного финансового плана им было необходимо поставить финансовую цель, учесть и сопоставить все доходы и расходы, сделать соответствующие выводы. В ходе выполнения задания обучающиеся смогли на конкретном примере просчитать финансовые результаты, откорректировать свои финансовые цели.
В целом занятие вызвало у обучающихся большой интерес и желание повышать уровень финансовых знаний.
В связи с большой заинтересованностью студентов аналогичное мероприятие было проведено в группе ТМ-31(специальность «Технология машиностроения»). Планируется проведение занятия в группе СВ-11 (профессия «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»).
Во внеклассном занятии – викторине «Финансовые знатоки» для студентов первых курсов специальностей «Электрохимическое производство» и «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» была представлена информация, позволяющая заложить основу для формирования базовых навыков финансовой грамотности.
С «Личным кабинетом налогоплательщика» в ходе внеклассного урока по теме «Налоговая грамотность. Современный налогоплательщик» познакомились студенты специальности «Экономика и бухгалтерский учет».
Еще одним важным шагом на пути повышения финансовой грамотности обучающихся стало участие в «Онлайн уроках финансовой грамотности», организованных Центральным банком Российской Федерации.
Для участия в этих онлайн уроках были привлечены студенты практически всех профессий и специальностей трех учебных площадок ОБПОУ «КЭМТ».
Например, на учебной площадке по ул. Серафима Саровского было принято участие в онлайн уроках для студентов следующих профессий и специальностей: «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Технология машиностроения».
Группы СВ-11 и МР-31 участвовали в уроках по теме: «С деньгами на «Ты» или Зачем быть финансово-грамотным».
Группа ТМ-31 принимала участие в двух онлайн уроках: «Азбука страхования и пять важных советов, которые помогут», «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами».
Занятия вызвали большой интерес у обучающихся, они признались, что материал уроков заставил их задуматься о многих вещах, на которых они не заостряли внимание в повседневной жизни. Об этом свидетельствовали вопросы, которые задавали студенты в течении занятия. Например,
Как выбрать дополнительный источник доходов?
Как отказаться от привычных затрат и сэкономить для достижения своей цели?
Как создать финансовую подушку безопасности?
Стоит ли давать деньги в долг?
Как оформить кредит для получения дополнительного образования?
Это лишь небольшой перечень интересующих вопросов. Большое значение имело то, что студенты после урока самостоятельно занимались поиском и обобщением информации с целью углубления полученных на уроке знаний.
Подводя итоги, можно сказать, что хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку для достижения его личных финансовых целей. Организация в техникуме внеаудиторных мероприятий, классных часов, бесед несомненно помогут обучающимся сформировать мировоззрение успешного, уверенного в себе финансово-грамотного человека.
Список литературы:
1.Блискавки Е.А. Бюджет и финансовое планирование. Управление бюджетом домохозяйства: Москва, 2015. – 60 с
2.Совершенствование национальных стратегий финансового образования. Совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР
3.Текстовые информационно-образовательные материалы для тьютора. Подготовлено АНО «ЭПШ ФБК» по заданию Министерства финансов Российской Федерации в рамках выполнения контракта №FEFLP/QCBS-3.5 «Разработка и реализация на пилотной основе модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности работающего населения (по месту работы) по проекту Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: Москва, 2014. – 60 с
Интернет-источники:
1. Блискавки Е.А. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Электронный ресурс] URL: https://econ.wikireading.ru/
2.Как составить личный финансовый план [Электронный ресурс] URL: http://samsebegu.ru
3.Финансовое благополучие в семье [Электронный ресурс] URL: http://bookitut.ru/