СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Опыт программированного обучения на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается значимость и собственное видение  программированного обучения. акцент делается на обучение детей с ОВЗ. Приводятся некоторые примеры использования заданий, основывающихся на данной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Опыт программированного обучения на уроках русского языка"»

Опыт программированного обучения на уроках русского языка

Предмет «Русский язык» – один из самых сложных в школьном изучении. Особенно для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, так как помимо собственно предметных, такие дети испытывают дополнительно физиологические и психологические трудности. Основная задача, которая стоит перед учителем, — не только открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства, но и помочь адаптироваться в социальном пространстве. Ключевой проблемой в решении этой задачи является активизация познавательной деятельности учащихся. Ее особая важность состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью ученика. Это основной принцип обучения, реализация которого основана на деятельностном характере и который обеспечивает и качество обучения, и его результат: развитие и воспитание ученика. Вопросы активизации относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. При этом важно не просто разнообразить процесс обучения различными наглядными пособиями, упражнениями, интересными заданиями, на первое место здесь выходит самостоятельная познавательная активность школьников, потребность в узнавании нового, что, несомненно, очень значимо в условиях дистанционного обучения.

Одним из методов, обеспечивающих результативность обучения русскому языку, является метод программированного обучения. При этом программированное обучение рассматривается и как вид самостоятельной работы учащихся над специально подобранным материалом, и как метод. Программированное обучение предусматривает: «1) расчленение строго отобранного материала на отдельные небольшие группы; 2) включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части; 3) предъявление заданий по проверке усвоения каждой части; 4) соблюдение ответов, информирующих учащегося о степени правильности его ответа».
Пошаговый характер технологического процесса, информативность, организацию операционной деятельности учителя и учащихся, установление обратной связи и контроля делают этот метод одним из наиболее значимых в обучении детей с ОВЗ. Руководством к действию для учителя при программированном обучении выступают следующие принципы: деление материала на небольшие, тесно связанные между собой части (шаги); активизация деятельности учащихся; немедленная оценка ответа; индивидуализация темпа и содержания обучения; дифференцированное закрепление знаний (каждое обобщение необходимо повторить несколько раз и проиллюстрировать с помощью достаточного количества примеров). Весь предметный материал располагается в строгой логической последовательности минимальных частей, а каждая часть – это минимальная доза информации, доступная для восприятия.

С учетом особенностей обучения детей с ОВЗ, большинству из которых требуется в большей или меньшей степени помощь учителя, объем информации, выдаваемой для самостоятельного изучения должен определяться индивидуальными особенностями ученика. Таким образом, программированное обучение обеспечивает работу в темпе, соответствующем каждому из них. Существенный момент при этом состоит в «обратной связи», или самоконтроле, что способствует сознательному усвоению материала, вселяет в детей уверенность в своих силах. Для примера приведу один из уроков в 5 классе. Учащиеся имеют разные психофизические возможности. Следовательно, работа с ними на уроке строится по индивидуальному образовательному маршруту.

Тема: Обобщающие слова при однородных членах.

Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Повторить опознавательные признаки однородных членов; находить обобщающие слова перед однородными членами и пунктуационно оформлять такие предложения, графически обозначать условия постановки знаков препинания, составлять схемы предложений.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Графический диктант. В данных схемах расставь знаки препинания:




Работа выполняется самостоятельно. Но одному из учащихся потребовались дополнительные пояснения учителя. После пятиклассникам была предложена проверка по ключу. Далее ученики вспоминают термины, которые использовались при выполнения задания и дают их определения. Таким образом восполняются пробелы в заниях, полученных ранее.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На данном этапе пятиклассникам предлагается определить разницу и увидеть общее между двумя предложениями. Сделать вывод о возможности замены однородных членов одним словом. Определяется понятие «обобщающее слово».



Ученики выполняют задание на поиск «четвёртого лишнего».

– Почему слова дерево, мебель, время года лишние? (Это не конкретные, а общие, родовые названия для каждого вида наименований.)

3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Далее работа идёт по вопросам в учебнике, учащиеся устно составляют предложения с однородными членами, пробуют употребить вместе с однородными членами общие слова, наблюдают за интонацией и формулируют вопросы: «Как особую интонацию показать на письме? Какой знак поставить между словом – общим названием и однородными членами?» Варианты вопросов сравниваются с авторскими формулировками. Выполняют задания:



4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Составление предложений по предложенным схемам с объяснением знаков препинания.

5. Закрепление с комментированием во внешней речи.

1. Вставить подходящее по смыслу обобщающее слово в предложения с однородными членами.

2. Распространить предложения, добавив однородные члены, соответствующие используемому обобщаемому слову.

Нужно заметить, что при выполнении заданий 4 и 5 этапов скорость работы учеников была различной. Но главное в том, что работа выполнялась осознанно. Это отразилось при выполнении домашнего задания, в котором нужно было по предложенному рисунку составить предложения с обобщающим словом при однородных членах. Оба справились, хотя следует отметить разницу в объеме работы (один из учащихся смог составить только два предложения). Но главное в осознанности выполняемых действий.

На другом уроке в 5 классе были предложены другие формы работы.

Тема: Время глагола.

Комбинированный урок.

Цель урока: Актуализировать сведения о трех временах глагола, формировать умение определять время глагола.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель предлагает ответить на вопрос: что такое время? Затем просит объяснить значение выражений на слайде.




2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

На слайде появляется стихотворение, пятиклассникам предлагается прочитать его и выполнить следующие задания.

3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Учащиеся делают вывод о том, что глаголы изменяются по временам, и о том, что необходимо правильно задавать вопросы, чтобы определить время глагола. Учитель организует и сопровождает учебную деятельность, помогает сформулировать ответы.

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Данный этап работы помогает не только раскрыть сущность новых понятий, но и способов учебной и умственной деятельности. Особое внимание уделяется самостоятельности и самоконтролю.

Ученикам предлагается заполнить таблицу глаголами из текста, распределив их по нужным ячейкам. А затем ставится вопрос: глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени? Почему? Вывод предлагается подтвердить своими примерами. Решают данную проблемную ситуацию пятиклассники самостоятельно с незначительной помощью учителя.

5. Включение в систему знаний, самостоятельная работа с самопроверкой.

На данном этапе работы учащиеся выполняют различные дифференцированные задания. Итогом работы должен являться алгоритм: Как определить время глагола?

Нужно отметить, что несмотря на похожесть общего алгоритма, каждый из учащихся попытался показать свой путь решения данной проблемы.

Использование метода программированного обучения помогает не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и дает возможность учащимся решать посильные для себя задачи самостоятельно. Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие каждого школьника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!