Т.Г.Решетникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Ю.А.Шевченко, заместитель директора по воспитательной работе
город Зея Амурской области, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей
Система взаимодействия с учреждениями дополнительного образования как средство организации внеурочной деятельности
в условиях внедрения ФГОС
Внеурочной деятельности в стандарте начального общего образования отводится особая роль, она вводится в целях удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся и служит для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся в условиях обновления процесса воспитания в современной начальной школе. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – есть образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО МОБУ Лицей.
Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности в МОБУ Лицей было проведено ряд мероприятий по созданию условий для реализации внеурочной деятельности.
За основу была взята модель дополнительного образования, основанная на сетевом взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, в том числе творческой, эколого-биологической и спортивной направленности. Организуя внеурочную деятельность для обучающихся первых классов, администрация МОБУ Лицей ориентировалась на социальный заказ, максимальный учет индивидуальных особенностей обучающихся, на удачное территориальное расположение учреждений дополнительного образования (территориальная близость) к Лицею, на максимальное расширение возможности выбора образовательных ресурсов, так как, чем богаче образовательная среда, тем больше возможностей получения качественного образования, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка.
В итоге для реализации внеурочной деятельности МОБУ Лицеем было установлено тесное сотрудничество с МОБУ ДОД ДДТ «Ровесник» (учреждение творческой направленности), МОБУ ДОД ДЮСШ № 1 (учреждение спортивной направленности), МАУ ДОД СЮН (учреждение эколого-биологической направленности). Это позволило использовать имеющуюся у учреждений дополнительного образования детей материально-техническую базу (плавательный бассейн, мастерские, зал для занятий гимнастикой, хореографический зал и др.), соответствующую нормам СанПинов, привлекать к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных в своей области специалистов, а так же организовать процесс на практико-ориентированной и деятельностной основе, оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.
Внеурочная деятельность в МОБУ Лицей объединяет все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся. Для эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей) составлен график внеурочной деятельности. Организована внеурочная деятельности по основным направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное (спортивный час, занятия гимнастикой и в плавательном бассейне);
Социальное («Зодчий»);
Обще интеллектуальное («Развиваемся, играя», «Юный эколог»);
Общекультурное («Волшебная кисточка», «Город мастеров», «Звонкие голоса», «Волшебная бусинка»).
Разработанные в учреждениях дополнительного образования образовательные программы в части содержания были скорректированы для достижения результатов освоения основной образовательной программы НОО МОБУ Лицей, что показало необходимость создания общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и положило основу в его создании.
Направления развития личности детей, содержание программ ориентировано на запросы родителей и обучающихся, отраженные в их заявлениях, с родителями заключены договоры.
Перед педагогами, занимающимися внеурочной деятельностью с обучающимися, стоит приоритетная цель – создать благоприятные педагогические условия для освоения ребенком социально значимых норм, которые станут основой для формирования его личности, для приобретения ребенком опыта социально значимого действия, в том числе в дальнейшем, на других возрастных этапах его воспитания – в подростковом и юношеском возрасте.
Правовое поле для организации взаимодействия МОБУ Лицей с учреждениями дополнительного образования детей, а так же с участниками образовательного процесса создано за счет скорректированных локальных актов: Устава, Договора с родителями, Договора о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, должностных инструкций работников учреждения, Приказа об утверждении образовательных программ внеурочной деятельности.
Финансово-экономическая основа реализации внеурочной деятельности лежит в возможностях бюджетного финансирования. Для реализации внеурочной деятельности в штатное расписание с 01.09.2011 введено 0,5 ставки педагога дополнительного образования. По срочному трудовому договору на 2011-2012 учебный год на них принято три педагога из учреждений дополнительного образования детей. Кроме того в тарификационном списке учреждения предусмотрено 4 часа (по 2 часа на 2 первых класса) на внеурочную деятельность через кружковую работу для учителей первых классов. Занятия спортивной направленности осуществляются тренерами спортивной школы на безвозмездной основе. В данном случае из числа первоклассников в дальнейшем ими будут сформированы группы для занятий в секциях плавания и гимнастики.
Информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности включает в себя проведение анализа образовательных возможностей учреждений дополнительного образования детей, опроса родительской общественности, мониторинга внеурочной деятельности обучающихся. Информационная поддержка реализации внеурочной деятельности осуществляется и через сайт учреждения, где размещаются достижения обучающихся, что обеспечивает открытость результатов введения внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса.
Мониторинг занятости детей во вторую половину дня в первых классах показывает 100 % занятости детей, таким образом, в МОБУ Лицей созданы все условия, обеспечивающие возможность выявления и развития способностей обучающихся через внеурочную деятельность, используя возможности учреждений дополнительного образования детей. Однако проблема реализации внеурочной деятельности еще подлежит изучению в дальнейшем, особенно в направлении мониторинга результативности освоения основной образовательной программы, воспитания и социализации обучающихся.
Список использованной литературы:
Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителяч /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Степанов П.В., Степанова И.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 96 с.