СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье даётся понятие, общая характеристика и критерии оценивания  проектной и учебно-исследовательской деятельности,  описываются  планируемые результаты освоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом и  учебным исследованием.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках ФГОС"»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

Атласова О. О., МБОУ «Северский лицей», Томская область, город Северск

В данной статье даётся понятие, общая характеристика и критерии оценивания проектной и учебно-исследовательской деятельности, описываются планируемые результаты освоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом и учебным исследованием.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам освоения ООПНОО, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД). Одним из эффективных методов формирования УУД является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческих способностей, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Очень важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Проектно-исследовательская деятельность является обязательным условием и предусматривает участие в ней всех учащихся с 1 по 4 класс. Занятия в рамках кружка «Учусь создавать проекты» позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения. В 1-2 классе огромную помощь при оформлении проекта или исследования оказывают родители. В 3-4 классе оформление работ уже идёт более самостоятельно.

Понятие проектной и учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательская деятельность учащихся понимается как система учебных ситуаций, направленных на изучение и освоение норм исследовательской деятельности, в том числе норм современной научной исследовательской деятельности.

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.

Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности являются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность


Учебно-исследовательская

деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и

последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений



Типология проектов и учебно-исследовательских работ

По форме:

  • информационный - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;

  • исследовательский - полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

  • творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);

  • социальный, прикладной (практико-ориентированный);

  • игровой (ролевой);

  • инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).

По содержанию проект может быть:

  • монопредметный, относящийся к одной области знаний;

  • полипредметный, относящийся к нескольким областям знаний;

  • метапредметный, относящийся к области деятельности.

По количеству участников:

  • индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года.

  • парный, малогрупповой (до 5 человек);

  • групповой (до 15 человек);

  • коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернет).

По длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.План основного содержания

проектной работы

1. Введение

1.1. Актуальность

1.2. Цель и задачи проекта

2. Основная часть

2.1. Этапы разработки проекта (виды работ на каждом этапе)

2.2. Распределение ролей и позиций в проекте

2.3. Ресурсы

3. Заключение. Результаты осуществления проекта

4. Список используемых источников и литературы (Адреса сайтов, автор, название книги, издательство, год)

План основного содержания исследовательской работы

1. Введение

1.1. Актуальность

1.2. Проблема исследования.

1.3. Гипотеза исследования

1.4. Цели, задачи исследования

2. Основная часть

2.1. Этапы исследования.

2.2. Используемые источники информации.

2.3. Исследовательские подходы и методы

3. Заключение. (Результаты, их значимость)

4. Список используемых источников и литературы (Адреса сайтов, автор, название книги, издательство, год)



Ниже приведены примеры тезисов проектной и исследовательской работы.

Тезисы проекта «Телескоп своими руками»

Идея проекта родилась случайно при чтении энциклопедии по астрономии для школьников. В энциклопедии была приведена схема телескопа. Мы подумали, а возможно ли сделать телескоп дома, своими руками из доступных и недорогих материалов.

Цель проекта: собрать действующий телескоп – рефрактор в домашних условиях.

Задача: для достижения цели проекта максимально использовать доступные и недорогие материалы, которые можно купить в обычных магазинах, а также детали от старого фото и видео оборудования.

Гипотеза: можно сделать действующий телескоп, используя в качестве объектива линзу для очков, а в качестве окуляра, какой-нибудь объектив от старой видеокамеры или фотоаппарата, корпус телескопа можно сделать из ножек для кухонной мебели, закрепить трубу телескопа планировали на обычном фотоштативе. В итоге должен получиться телескоп для наблюдения Луны и возможно Юпитера и Сатурна.

Актуальность проекта: имея даже простой телескоп можно наблюдать Луну и звезды. Для проведения таких наблюдений и для создания телескопа необходимо изучить много новой информации из области астрономии и физики. Необходимо также овладеть практическими навыками работы со слесарным инструментом. Все это обязательно пригодится в жизни и учебе, а астрономия может в дальнейшем стать не только увлекательным хобби, но и профессией.

Методика проекта: на начальном этапе провели историческое исследование. Изучалась история создания первых телескопов, какие научные открытия были сделаны с помощью телескопов, какие виды телескопов применяются сейчас. Информация собиралась из книг и интернета. Разработали конструкцию самого телескопа. Далее приобрели необходимые материалы и приступили к сборке. После сборки провели настройку и на завершающем этапе провели наблюдения Луны в разных фазах.

Выводы. Мы подтвердили первоначальную гипотезу: сделать простой телескоп с объективом из очковых стекол задача вполне осуществимая. С помощью такого инструмента можно проводить свои первые астрономические наблюдения, такой телескоп можно использовать на уроках физики при изучении темы «Оптика». В ходе наблюдений за Луной были выявлены недостатки данной конструкции телескопа. Используя полученные знания, для дальнейших астрономических наблюдений был приобретен фабричный телескоп более совершенной конструкции.

Тезисы исследования «Занимательное яйцо»

Играть дети любят больше, чем есть. Ну, если и не все, то, во всяком случае, многие. Однако кушать необхо­димо. Еда компенсирует затраты энергии организ­ма, в том числе и на игры. Но если фрукты и ово­щи большинство детей ест с удовольствием, то супы, каши, яйца нравятся далеко не всем. А тем временем куриные яйца — очень полезный продукт.

И вот однажды мы задумались, и решили разобраться в других, не менее любопытных вопросах, связанных с яйцом.

Цель исследования: выяснить, какие опыты можно провести, используя обыкновенное яйцо

Объект исследования: яйцо

При проведении исследования была выдвинута гипотеза:

предположим, что яйцо это не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах.

Актуальность работы заключается в том, что каждый ребёнок может почувствовать себя исследователем, овладевшим искусством эксперимента, превратив свою квартиру в домашнюю лабораторию.

Практическая значимость состоит в возможности применения данных материалов в ходе проведения уроков, внеклассных мероприятий с учащимися начальной школы.

Методы исследования:

  1. подумать самостоятельно;

  2. обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет;

  3. изучить научную литературу;

  4. провести эксперименты (опыты);

  5. сделать выводы из наблюдений.

Выводы. Проводя данные опыты, мы полностью подтвердили свою гипотезу: яйцо это не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах.

Именно яйцо помогло нам взглянуть на обычные окружающие нас предметы с необычной для них стороны.

Мы узнали, что такие науки, как физика, химия могут дать ответы на многие вопросы.

Диво дивное природы — яйцо — символ жиз­ни! Оно стало персонажем многих сказок, про­изведений художников, его расписывают народ­ные умельцы. Форма яйца вдохновляет скульп­торов и ювелиров. Но загадки, связанные с яй­цом, несмотря на его богатую историю, разга­даны далеко не все.

Путешествие к собственным открытиям на этот момент считаем законченным, хотя у нас появилось ещё больше вопросов, чем ответов.

Планируемые результаты освоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом, учебным исследованием

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе выполнения проектной или исследовательской работы у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

· Целеполагать (ставить и удерживать цели);

· Планировать (составлять план своей деятельности);

· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Регулятивные универсальные учебные действия

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке

Познавательные универсальные учебные действия

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Защита проекта или исследования осуществляется сначала на классной конференции с приглашением комиссии, в которую входят представители общественности, родители, старшеклассники. Учащиеся публично представляют результаты свое работы, демонстрируют уровень овладения отдельными элементами проектно-исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся направляются на региональную детско-взрослую конференцию «Человек. Земля. Вселенная», которая проходит у нас в МБОУ «Северский лицей».

Критерии оценивания исследовательских работ


Оценка текста работы

Баллы

1

соответствие названия содержанию работы

0-1

2

новизна и актуальность

0-1

3

обозначение целей и задач исследования, выдвижение гипотез

0-2

4

представление результатов проведённых опытов и экспериментов

0-2

5

логика изложения

0-1

6

творческий подход

0-2

7

наличие выводов, глубина проработки темы

0-2

8

культура оформления работы

0-2


Оценка выступления


1

четкость изложения

0-1

2

изученность, понимание материала

0-2

3

аргументированность выводов

0-1

4

культура речи

0-1

5

полнота ответов на вопросы

0-2

6

наглядность, качество компьютерной презентации

0-2

7

соблюдение регламента

0-1

8

поощрительный балл (по решению эксперта)

0-2


Итого:

0-25


Критерии оценивания проектов


Оценка текста работы

Баллы

1

соответствие названия содержанию работы

0-1

2

новизна и актуальность

0-1

3

обозначение целей и задач проекта, этапов реализации

0-2

4

обозначение конечных ожидаемых результатов реализации проекта

0-2

5

логика изложения

0-1

6

творческий подход

0-2

7

наличие результата (продукта)

0-2

8

культура оформления работы

0-2


Оценка выступления


1

четкость изложения

0-1

2

изученность, понимание материала

0-2

3

аргументированность выводов

0-1

4

культура речи

0-1

5

полнота ответов на вопросы

0-2

6

наглядность, качество компьютерной презентации

0-2

7

соблюдение регламента

0-1

8

поощрительный балл (по решению эксперта)

0-2


Итого:

0-25

В соответствии с принятой в МБОУ «Северский лицей» системой оценки выделяется пять уровней сформированности навыков проектной деятельности:

Первичные баллы

Уровень

22-25

Высокий

17-21

Повышенный

13-16

Базовый

8-12

Пониженный

1-7

Недостаточный

Ежегодно каждый ученик в МБОУ «Северский лицей» выполняет один проект или учебное исследование. Оценка за проектную или учебно-исследовательскую работу выставляется в личное дело ученика.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что реализация проектной и учебно-исследовательской деятельности развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

Используемые источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010г.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Учебная литература, 2008г.

3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Москва, 2013г.

4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации: Волгоград, 2011г.

5. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010г.