СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Организация воспитательной работы по естественнонаучной направленности»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрация опыта по организации работы в естественнонаучном направлении

Просмотр содержимого документа
«Статья «Организация воспитательной работы по естественнонаучной направленности»»

Методическое обеспечение образовательного процесса

Рубрика: «Делимся опытом»

Тема: «Организация воспитательной работы

по естественнонаучной направленности»


Автор: Хлебнова Елена Владимировна,

заведующая отделом природы и техники,

педагог дополнительного образования

МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты

E-mail: [email protected]


Сегодня воспитание экологически грамотного и культурного человека одна из главных целей системы дополнительного образования. Задача каждого педагога – создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы, воспитать личность свободную, талантливую, физически здоровую, обогащенную научными знаниями, способную самостоятельно строить свою жизнь. Поэтому важнейшее место в организации воспитательной работы принадлежит учреждениям дополнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. На что указывает нам нормативная база:

Концепция развития дополнительного образования детей

Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016–2020 годы, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 4455п-П8.

Косарецкий С.Г., Абанкина И.В., Мерцалова Т.А., Петлин А.В., Беликов А.А., Топал П.Н. Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».


Цель данной статьи – представить опыт работы учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Воркуты по организации воспитательной работы в естественнонаучной направленности.

В МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты осуществляется непрерывное экологическое образование и воспитание через: реализацию общеобразовательных программ естественнонаучной направленности; исследовательскую деятельность учащихся; организацию практической природоохранной, экскурсионной и консультативной деятельности, пропаганду экологических знаний, а также сетевое взаимодействие с образовательными организациями города: Отделом анализа и мониторинга окружающей среды г. Воркуты, Воркутинским городским комитетом по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми.

С 2017 года наш Дворец стал муниципальной площадкой для подведомственных образовательных организаций города в реализации Федеральных природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» и «Молодые защитники Природы». В связи с этим традиционно отмечаются все даты экологического календаря. Организуются и проводятся массовые мероприятия, посвященные этим датам: «Всемирный день животных», «Международный день кошек», «Всемирный день воды», «Всемирный день здоровья», «Международный день птиц», «День Земли» и др.

В рамках таких мероприятий постоянно проводятся эколого-просветительские марафоны; клубные праздники («Ребятам о зверятах», «Эти забавные животные», кэт-шоу); конкурсы: «Знатоки природы», «Краски осени», «Умники и умницы» и другие; городские выставки по всем направлениям деятельности объединений. Традиционный эколого-просветительский марафон «Зеленая планета» включает в себя организацию трудовых десантов и экологических разведок по местам нашего воркутинского района; мастер-классы экологического направления; открытые тематические занятия для общеобразовательных учреждений города.

Ежегодно учащиеся отдела природы и техники проводят городские акции:

  • неделя защиты окружающей среды (трудовые десанты, экологические разведки, походы, экскурсии, сбор природного материала);

  • летний экологический десант «Очистим планету от мусора!» (привели в порядок городской парк Дворца творчества детей и молодежи, детские площадки);

  • «Зеленый наряд своему городу!» (озеленение клумб пионерского парка);

  • «Собаке - теплый дом!» (защита безнадзорных животных, помощь приюту для собак).


Количество таких мероприятий ежегодно увеличивается, охват учащимися становится все больше. Динамику можно увидеть в диаграмме. Это происходит в связи с возможностью участвовать в природоохранных акциях и дистанционным способом через социальные сети, интернет-ресурсы.



Особенностью организации воспитательной работы во Дворце является формирование у детей элементарных представлений о растениях и животных организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение. И для этого у нас есть огромный ресурс. Это зрительный и колонный залы для проведения экологических праздников. Это наши практические лаборатории: аквариумарий, живой уголок и зимний сад. Мы даем возможность каждому ребенку, который живет в условиях арктической зоны, прежде всего оздоровиться, получить заряд положительных эмоций, осознать свою роль в сохранении природного окружения. Мы воспитываем в детях человечность, доброту, ответственное отношение и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни, учим детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.

Очень важным результатом нашей работы является гордость ребенка за то, что он своими руками посадил дерево в родном городе, приручил стайку голубей, подкормил птиц в парках и скверах, очистил водоемы, места отдыха и многое другое.

Сделать воспитательную работу заметной и привлекательной для детей помогают такие методы и формы работы, как: длительные фенологические наблюдения, экологические беседы, семинары, игры, квесты, коллективные творческие дела, трудовые десанты, экологические праздники, ярмарки, акции, концерты, конкурсы, олимпиады, походы, экскурсии и др.

Вот уже несколько лет учащимися под руководством педагогов отдела природы и техники МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты проводятся еженедельные воскресные экскурсии для населения и гостей города с ознакомлением обитателей живого уголка, зимнего сада и аквариумария, а также тематические и обзорные экскурсии по практическим лабораториям для образовательных учреждений города, оказывается консультативная помощь в содержании домашних животных и растений, осуществляется передержка декоративных животных в летний период. И это стало традицией для привлечения большего количества школьников к экологической и природоохранной деятельности.

В 2017 году в отделе природы и техники был создан эко-отряд «Дриада» (группа ВК https://vk.com/public146805808) из учащихся творческих объединений «Зоологи», «Кинолог», «Фелинологи», «Юные исследователи», «Волшебная флора», «Туристята», «Юные академики». Ребят объединяет общая цель – организация трудовой и досуговой деятельности для улучшения экологической обстановки в городе и районах, повышение интереса к окружающей природной среде и к ее бережному отношению через проведение природоохранных мероприятий, просветительскую деятельность и участие в конкурсах разного уровня. Опыт и практическая работа эко-отряда были представлены на Всероссийском конкурсе школьных эко-отрядов «На старт, эко-отряд РДШ» (https://xn--d1axz.xn--p1ai/competition/274 ) и Всероссийском конкурсе «Лучший эковолонтерский отряд» (http://www.vernadsky.ru/news/diplomi-uchastnikam-iii-vserossiyskogo-konkursa-luchshiy-ekovolonterskiy-otryad-budut-vidavatsya-s-1-po-30-noyabrya-2020-goda/ ).

Одним из целевых направлений в воспитательной экологической работе является взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями естественнонаучного направления (Всероссийский Благотворительный фонд наследия Менделеева, ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования»), а также общеобразовательными и дошкольными учреждениями города. Каждый учебный год учащиеся Дворца принимают активное и результативное участие в таких конкурсах, как «Всероссийская конференция научно-исследовательских и практических работ «Наследие моей страны»; «Всероссийский конкурс на лучший научно-практический проект «Гений 21 века»; «Всероссийский конкурс достижений талантливых обучающихся «ПОКОЛЕНИЕ НАУКИ»; «Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды»; «Республиканская учебно-исследовательская конференция «Я исследователь, я открываю мир!»; «Республиканский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»; «Республиканский конкурс детского творчества «Зеркало природы» и др. А с 2018 года учащиеся Дворца стали активными участниками Республиканского проекта «Общественный мониторинг окружающей среды силами учащихся и педагогов образовательных организаций Республики Коми как средство формирования экологической культуры подрастающего поколения». Такое тесное взаимовыгодное сотрудничество способствует усилению контактов педагогов и учащихся с окружающим миром для осознания ими своей роли в качестве ответственных деятелей, участвующих в улучшении природной среды. Кроме того, большую консультационную и практическую помощь мы получаем от наших партнеров и в создании многих учебно-исследовательских работ, с которыми учащиеся принимают результативное участие в конкурсах, входящих в республиканский и федеральный реестры для одаренных детей и молодежи. Благодаря высоким результатам выпускники наших творческих объединений имеют определенные льготы при поступлении в ВУЗ по направлению.

Но, несмотря на все плюсы организации воспитательной работы по естественнонаучному направлению, есть и проблемы, связанные, прежде всего с оснащением материально-технической базы наших природных лабораторий; отсутствием научных консультантов из высших и средних учебных заведений по сопровождению учащихся Дворца в учебно-исследовательской деятельности; недостаточным финансированием для участия в очных конкурсах, конференциях, олимпиадах разного уровня. Однако, мы не будем останавливаться на достигнутом. Перспектива описываемого опыта состоит в привлечении городских структур для организации воспитательной работы, участие школьников в грантовых конкурсах по естественнонаучному направлению. В перспективе работы мы наметили активное участие в выполнении Плана по реализации «Концепции экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 года» период 2020 - 2021года.

Кроме того, важнейшими приметами XXI века, видимыми уже сегодня, являются информационные технологии. Особое место занимают сетевые технологии. Современные компьютерные системы становятся интегрированной средой для общения, обучения, обмена информацией и совместного использования знаний. Благодаря этому мы планируем изучить опыт работы образовательных организаций, которые, как и Воркута, входят в Арктическую зону. Например, познакомиться с деятельностью Дальневосточного федерального университета, Северного (Арктического) федерального университета.

В статье я попыталась представить опыт работы нашего учреждения по воспитанию будущего поколения, повышению уровня знаний школьников и расширению их кругозора в области экологии, что, в свою очередь, послужит хорошей предпосылкой для активного участия в экологических мероприятиях и расширения их масштаба.

На сегодняшний день каждый педагог четко осознает, что формирование экологического сознания, экологической культуры учащихся – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека, под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения. Поэтому нам есть к чему стремиться. И как заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации: «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!