Организация работы методического объединения ест ественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования
Работа руководителя методического объединения строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый учебный год, плана проведения областных, городских, районных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы учреждения на текущий год. В соответствии со стоящими перед МО задачами, работа МО включает:
работу над единой методической темой образовательного учреждения;
проведение заседаний МО;
выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО;
знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО;
подготовку и проведение предметных недель;
подготовку и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
проведение и подготовку учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам, конкурсам;
подготовку и проведение внеклассных мероприятий;
посещение учебных, факультативных и элективных занятий.
Работу методического объединения регламентируют следующие нормативные документы:
приказ об открытии МО;
приказ о назначении на должность руководителя МО;
положение о МО;
должностная инструкция руководителя МО;
функциональные обязанности педагогов МО.
Для успешной работы МО необходимо иметь следующие документы:
анализ работы за прошедший год;
план работы на текущий учебный год;
банк данных о педагогах МО (возраст, образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание);
сведения о темах самообразования;
перспективный план аттестации педагогов;
перспективный план повышения квалификации;
график проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
график проведения открытых занятий и мероприятий;
календарно-тематическое планирование;
план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО;
информационные и аналитические справки, диагностика;
протоколы заседаний МО.
Планирование работы МО начинается с выбора методической темы. Далее определяется цель и основные задачи, составляется план работы. План обсуждается на методическом совете и утверждается директором школы.
Основными задачами МО при организации и проведении методической работы являются:
Обеспечивать высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
Совершенствовать комплекс знаний педагогов (повышать профессиональную квалификацию в процессе самообразования, на курсах и т.д.)
Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих педагогов.
Организовывать работу по оказанию помощи молодым специалистам опытными преподавателями, а также педагогам в период аттестации.
Совершенствовать работу педагогов на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.
Внедрять в учебный процесс учебно-методические и дидактические материалы, программное обеспечение автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем.
Сосредоточить основные усилия МО на создании прочной базы знаний учащихся на ранней стадии обучения.
Формировать у учащихся высокие духовно-нравственные качества на уроках иностранного языка.
Организовывать взаимодействие с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования.
Повышать качество проведения занятий в условиях модернизации и развития учебно-материальной базы учреждения в соответствии с содержанием учебных планов и программ, задачами по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.
Для того чтобы каждый учебный год проходил целенаправленно и плодотворно, в начале учебного года необходимо заранее продумывать и планировать комплекс необходимых для этих целей мероприятий:
уточнение нагрузки педагогов МО и выявление вакансий;
собеседование с молодыми специалистами и выбор наставников;
собеседование с вновь прибывшими педагогами;
уточнение списков педагогов, подавших заявления на повышение квалификационной категории;
подготовку кабинетов к новому учебному году;
участие в педагогическом совете;
корректировку плана работы МО на новый учебный год.
В работе МО выделяются следующие направления:
аналитическая деятельность;
информационная деятельность;
организационно-методическая деятельность;
консультационная деятельность.
Аналитическая деятельность включает в себя:
мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов;
диагностику мотивированности педагогов на профессиональное развитие и саморазвитие;
изучение степени удовлетворенности организацией методической работы;
изучение профессиональных потребностей членов МО;
создание портфолио педагогов.
Информационная деятельность – это:
формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической и т.д.);
ознакомление с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
информирование педагогов о содержании образовательных программ, о новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
изучение государственного стандарта общего образования;
приобщение педагогов к опыту инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогических работников;
создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
Организационно-методическая деятельность предполагает:
изучение запросов, прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогов;
организацию работы МО;
организацию и проведение конкурсов, олимпиад, предметной недели;
организацию и проведение
а) педагогических мастерских,
б) семинаров – практикумов,
разработку авторских программ элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
координацию методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием.
Консультационная деятельность заключается
- в организации консультаций
для членов МО,
для учащихся, занимающихся научной или творческой деятельностью,
для учащихся,
для молодых специалистов,
для родителей по вопросам обучения и воспитания детей,
- в популяризации результатов новейших педагогических и психологических исследований.
Центральное место в планировании работы МО занимает учебно-воспитательная работа. Она предполагает:
проверку наличия учебников у учащихся;
составление графика контроля;
уточнение календарно-тематических планов;
подготовку и проведение олимпиад, конкурсов и т.п.;
отчеты о выполнении программ.
Одним из важных методических мероприятий являются заседания методического объединения, проводимые 4 раза в год в установленные для этого дни. На них следует обсуждать вопросы организации и хода учебно-воспитательного процесса, работу педагогов и учащихся по усвоению образовательных программ. Важными темами для обсуждения являются совершенствование структуры и содержания учебных программ и тематических планов, методика проведения занятий, повышение эффективности и качества всех видов занятий, совершенствование учебно-материальной базы, подготовка молодых специалистов, повышение квалификации. На каждом заседании ведутся протоколы, где указывается следующее:
Одним из разделов плана работы МО являются сведения о педагогах МО. Они позволяют отслеживать усилия всех представителей МО, их прогресс и достижения, а также необходимость повышения квалификации на курсах при АППО.
В течение года планируется проведение недели педагогического мастерства или фестиваля педагогических и методических идей. Целью данных мероприятий является знакомство с передовыми находками, творческими достижениями учителей, открытие дороги педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулирование развития инициативы и творчества педагогов.
В конце учебного года проводится анализ деятельности МО.
№ п\п | Содержание работы | Сроки | Ответственный | Отметка о выполнении |
Заседания МО | |
1. | Заседание №1 Цели работы отдела в 2014-2015 учебном году. Анализ готовности педагогов к организации воспитательно-образовательного процесса | Сентябрь | | |
Обсуждение и утверждение плана заседаний МО педагогов отдела | |
Презентация новых образовательных программ педагогов отдела (рекомендация к рассмотрению на НМС) | |
Рассмотрение КТП дополнительных образовательных программ педагогов на 2013-2014 учебный год | |
Планирование и утверждение графика проведения открытых занятий, тем по самообразованию | |
Возможности участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, выставках методической продукции | |
2. | Заседание № 2 Повышение информационно - комуникационных компетенций педагогов д/о в условиях информатизации образования | Декабрь | | |
Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования | |
Создание мультимедийных интерактивных презентаций как средство повышения творческой активности обучающихся | | |
Использование интернет ресурсов в помощь педагогу д/о | |
Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе педагога д/о | |
| Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности | | |
3. | Заседание № 3 Опыт использования нетрадиционных форм проведения занятий в УДОД | Март | |
Опыт проведения занятий - аукционов | |
Внедрение технологии игрового проектирования на занятиях в т/о | |
Технология тренингового обучения на занятиях т/о «Мир комнатных растений | |
Опыт использования нетрадиционных форм проведения занятий т/о | |
| | | | |
4. | Заседание № 4 Повышение качества дополнительного образования через совершенствование профессиональной компетентности педагогов. Итоги работы МО педагогов за 2013-2014 учебный год | Май | | |
«Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в контексте работы с одаренными детьми» | | | |
«Опыт разработки программы внеурочной деятельности «Юный ученый» | | | |
«Развитие обучающихся в процессе формирования УУД» | | | |
Результативность участия обучающихся отдела в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня | | | |
| | | |
Определение целей и задач работы отдела на 2014-2015 учебный год | | | |
Открытые занятия/ мероприятия | |
1 | «Кошки – наши питомцы» | Февраль | | |
2 | «Цихлиды – рыбы с интеллектом» | Февраль | | |
3 | «Заглянем в чашку чая» | Февраль | | |
4 | «Ложные пальмы» | Март | | |
5 | «Весна идет – весне дорогу» | Март | | |
| Темы самообразования | |
1. | «Особенности технологии игрового проектирования, внедрение ТИП на занятиях в т/о» | | | |
2. | «Нетрадиционные формы занятий. Методика проведения аукциона» | | | |
3. | «Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в контексте работы с одаренными детьми» | | | |
4. | «Использование нетрадиционных форм проведения занятий т/о» | | | |
5. | «Развитие обучающихся в процессе формирования УУД» | | | |
6. | «Опыт разработки программы внеурочной деятельности «Юный ученый» | | | |
7. | «Технология тренингового обучения на занятиях т/о «Мир комнатных растений» | | | |
8. | «Повышение информационно - комуникационных компетенций педагога д/о в условиях информатизации образования» | | | |
9. | «Использование ИКТ на занятиях т/о» | | | |
Единая методическая тема: «Повышение качества дополнительных образовательных услуг через совершенствование профессиональной компетентности и деятельности педагогов»
№ п\п | Содержание работы | Сроки | Ответственный | Отметка о выполнении |
Заседания МО | |
1. | Заседание №1 Цели работы отдела в 2012-2013 учебном году. Анализ готовности педагогов к организации воспитательно-образовательного процесса Обсуждение и утверждение плана заседаний МО педагогов отдела Презентация новых образовательных программ педагогов отдела (рекомендация к рассмотрению на НМС) Рассмотрение КТП дополнительных образовательных программ педагогов на 2012-2013 учебный год Планирование и утверждение графика проведения открытых занятий, тем по самообразованию Возможности участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, выставках методической продукции «Нетрадиционные формы обучения младших школьников в УДО» (по теме самообразования) «Использование ИКТ на занятиях т/о» (по теме самообразования) | Сентябрь | | 9 сентября |
2. | Заседание № 2 Мониторинг качества воспитательно-образовательной деятельности Программа мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса Мониторинг качества реализации программы «Юный зоолог» Мониторинг качества реализации программы «Мир комнатных растений» Опыт работы по оценке качества знаний, умений и навыков при реализации программы «Мир вокруг нас» | декабрь | | 12 декабря |
3. | Заседание № 3 Формирование универсальных учебных действий на занятиях творческих объединений Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД «Развитие коммуникативных навыков обучающихся на занятиях т/о как средство успешной социализации личности» (по теме самообразования) | 27 марта | | |
4. | Заседание № 4 Повышение качества дополнительного образования через совершенствование профессиональной компетентности и деятельности педагогов. Итоги работы МО педагогов за 2012-2013 учебный год «Публичный доклад педагога как одно из условий профессиональной компетентности» (по теме самообразования) «Способы совершенствования воображения детей младшего школьного возраста на занятиях в УДОД» (по теме самообразования) «Повышение качества дополнительных образовательных услуг в работе с ДОУ» (по теме самообразования) Результативность участия обучающихся отдела в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня Определение целей и задач работы отдела на 2013-2014 учебный год | Май | | |
Открытые занятия/ мероприятия | |
1 | «Попугаи – наши любимцы» | 19 ноября 10.00 | | |
2 | «Сезонные изменения в жизни животных» | Март | | |
3 | «Особо охраняемые виды животных Кемеровской области» | Март | | |
4 | «Планета просит помощи» (экологический эрудицион) | 22 марта 14.00 | | |
5 | «Путешествие на Луну» (занятие-фантазия) | 9 апреля 13.15 | | |
6 | «Страна роз» | 23 апреля 11.00 | | |
7 | «Секреты мыльных пузырей» | 24 апреля 13.15 | | |
8 | «Тритоны – экзотические жители террариума» | 26 апреля 15.00 | | |
| Темы самообразования/срок защиты на МО | |
1 | | | | |
2. | «Мониторинг качества реализации программы» | Ноябрь | | |
3. | «Развитие коммуникативных способностей обучающихся» | Февраль | | |
4. | «Нетрадиционные формы обучения младших школьников в УДО» | Ноябрь | | |
5. | «Формирование экологической культуры обучающихся в т\о «Экология и мы» | Декабрь | | |
6 | «Способы совершенствования воображения детей младшего школьного возраста на занятиях в УДОД» | май | | |
7 | «Публичный доклад педагога как одно из условий профессиональной компетентности» | Май | | |
8 | «ТРИЗ – технология на занятиях т/о «Юный исследователь» | Май | | |
9 | «Развитие коммуникативных навыков обучающихся на занятиях т/о как средство успешной социализации личности» | | | |