Опыт работы методического объединения естественнонаучной направленности в 2016-2017 учебном году
В системе дополнительного образования детей сегодня отмечаются существенные изменения, влияющие на содержание труда занятых в нем специалистов. Обновление содержания дополнительного образования, новые концепции в организации воспитательно-образовательной деятельности, вариативность, дифференциация в работе с детьми, широкое использование информационных технологий как важного фактора развития образовательного учреждения оказывают существенное влияние на содержание и организацию труда педагога. Деятельность учреждений дополнительного образования находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль методической службы. Необходимость создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов диктует необходимость совершенствования методического взаимодействия в учреждении. Важным звеном в организации данного процесса является работа методического объединения педагогов.
Методическое объединение естественнонаучной направленности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» - общественное профессиональное объединение педагогов, являющееся структурным элементом методической службы учреждения.
Деятельность методического объединения естественнонаучной направленности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» регулируется следующими нормативными документами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ, «Концепцией развития дополнительного образования детей» от 04.09. 2014 г. №1726-р, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013г. № 1008, Уставом МБУ ДО «Станция юных натуралистов», а также Положением о методическом объединении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов»
Целью работы методического объединения является обеспечение качества образования.
Задачи работы методического объединения:
обеспечение эффективности инноваций, организация коллективного поиска и проверки с отработкой и внедрением лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности;
профессиональное общение;
обмен опытом;
выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов образовательной деятельности.
В состав методического объединения естественнонаучной направленности в 2016-2017 учебном году входили 16 педагогов дополнительного образования.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Должность по штатному расписанию | Дополнительная общеобразовательная программа | Квалификационная категория | Стаж |
общий | по специальности |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
11 | | | | | | |
12 | | | | | | |
13 | | | | | | |
14 | | | | | | |
15 | | | | | | |
16 | | | | | | |
Всего: 16 педагогов дополнительного образования, из них:
с высшей квалификационной категорией - 10 человек,
с первой квалификационной категорией - 5 человек,
соответствие занимаемой должности – 1 человек.
В 2016-2017 учебном году деятельность МО осуществлялась в рамках работы над единой методической темой «Формирование ценностей патриотизма в экологическом воспитании учащихся».
Единая методическая тема нашла отражение в индивидуальных планах самообразования педагогов наряду с персональной темой самообразования. Организация работы над индивидуальными методическими темами и единой методической темой являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения и повышения его результативности.
Темы самообразования педагогов:
№ | ФИО | Тема самообразования | Форма представления результата |
| | «Патриотическое воспитание через проектную деятельность учащихся» | Выступление на МО |
| | «Участие учащихся в экологических акциях как способ формирования патриотических чувств к родной природе» | Выступление на МО |
| | «Формирование патриотических ценностей в экологическом воспитании учащихся с использованием дидактических игр» | Выступление на МО |
| | «Формирование патриотических ценностей на занятиях объединения «Радуга» | Методическая разработка |
| | «Формирование патриотических ценностей у младших школьников на занятиях объединения «Оглянись вокруг» | Выступление на МО |
| | «Использование ИКТ-технологий как средство формирования патриотических ценностей в экологическом воспитании учащихся» | Выступление на МО |
| | «Патриотическое воспитание учащихся через занятия прикладным творчеством» | Методическая разработка |
| | «Формирование патриотических ценностей в игровой деятельности учащихся объединения «Комнатное цветоводство» | Выступление на МО |
| | «Формирование патриотических ценностей через знакомство учащихся с особо охраняемыми объектами родного края» | Методическая разработка |
| | «Создание условий для формирования патриотических ценностей у детей через вовлечение их в проектную деятельность» | Выступление на МО |
| | «Формирование ценностей патриотизма у младших школьников в системе д/о» | Выступление на ГМО |
Методическая работа в области эколого-патриотического воспитания.
1). Организация и проведение совещаний, тематических семинаров, круглых столов по общей тематике: «Патриотическое воспитание учащихся в условиях непрерывного экологического образования в педагогическом процессе СЮН».
С целью создания условий для обобщения и распространения опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся 06 декабря 2016 г. проведен городской семинар-практикум «Формирование патриотических ценностей в условиях реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
В работе семинара приняли участие более 100 человек: педагогические работники учреждений дополнительного образования, воспитатели и методисты дошкольных образовательных учреждений, учителя общеобразовательных учреждений. 49 человек поделились опытом работы по формированию патриотических ценностей. В практической части семинара на четырех секциях состоялись обмен и распространение позитивного опыта деятельности по патриотическому воспитанию педагогов дополнительного образования, учителей школ, заместителей директора по воспитательной работе и учебно-воспитательной работе, воспитателей дошкольных учреждений города
Активное участие в практической части семинара приняли педагогические работники, входящие в состав методического объединения естественнонаучной направленности.
Свой практический опыт в рамках темы «Социально-значимая деятельность как средство формирования патриотических ценностей у учащихся» представила педагог-организатор .
Секция | ФИО, должность | Форма представления опыта | Тема |
Секция №2: «Опыт работы по формированию патриотических ценностей у учащихся младшего школьного возраста» | | Открытое занятие | «Животные на гербах городов и районов Кузбасса» |
Секция №3: «Опыт работы по формированию патриотических ценностей у учащихся среднего школьного возраста» | | Презентация проекта | «Моя семейная реликвия» |
Секция №4: «Опыт работы по формированию патриотических ценностей у учащихся старшего школьного возраста» | | КВИЗ (интеллектуальная игра для старшеклассников) | «Водное богатство Кузбасса» |
Педагоги продемонстрировали высокий уровень профессионализма, используя в работе по патриотическому воспитанию различные педагогические формы и методы. При подведении итогов семинара его участники отметили значимость и актуальность данной темы, дали положительную оценку открытым занятиям и мероприятиям.
Педагоги приняли активное участие в Кузбасской выставке-ярмарке «Образование. Карьера», проходившей с 29.03. 2017 по 31.03. 2017 года.
Мероприятие | ФИО, должность | Форма | Тема |
Конкурс на лучший экспонат в номинации № 4. Развитие кадрового потенциала в сфере образования. Пакет документов к программе МБУ ДО СЮН «Профессиональное развитие педагогов дополнительного образования МБУ ДО СЮН в условиях модернизации российского образования» | | Обобщение опыта | «Формирование гражданской позиции по отношению к природе через словесное творчество, проектную и социально значимую деятельность» |
| Обобщение опыта | Опыт работы методического объединения педагогов естественнонаучной направленности в условиях непрерывного экологического образования |
Научно-деловая программа стенда КОиН и МАОУ ДПО ИПК | | Выступление с докладом | «Формирование патриотических ценностей у учащихся через организацию и проведение экологических мероприятий» |
| Выступление с докладом | «Социально-значимая деятельность как средство формирования патриотических ценностей у учащихся» |
Форум педагогического мастерства | | Мастер-класс | «Формирование патриотических ценностей через реализацию дополнительной общеобразовательной программы «Юный зоолог» по теме занятия: «Животные на гербах городов и районов Кузбасса» |
3). Проведение заседаний МО по вопросам реализации программы учреждения.
4). Организация мониторинговой деятельности.
5). Обобщение накопленного опыта по эколого-патриотическому воспитанию.
6). Проведение расширенных заседаний педсовета, совещаний при директоре, социологических исследований по вопросам эколого-патриотического воспитания учащихся.
План заседаний методического объединения педагогов естественнонаучной направленности на 2016-2017 учебный год
№ п\п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
Заседания МО |
1. | Заседание №1 «Круглый стол» Задачи МО на 2016-2017 учебный год. Анализ готовности педагогов к организации воспитательно-образовательного процесса Рассмотрение и обсуждение плана работы МО над единой методической темой. Рассмотрение КТП дополнительных образовательных программ педагогов на 2016-2017 учебный год Основные формы работы с учащимися при формировании ценностей патриотизма через непрерывное экологическое образование в условиях УДО. Темы самообразования педагогов дополнительного образования в 2016-2017 учебном году. Возможности участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, выставках методической продукции | Сентябрь |
|
2. | Заседание № 2 Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеобразовательная программа: технологические аспекты проектирования. Современные требования к структуре и содержанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Требования к УМК дополнительной общеобразовательной программы | Март | |
4. | Заседание № 3 Опыт использования различных форм работы с учащимися при формировании ценностей патриотизма через непрерывное экологическое образование. Опыт использования различных форм работы с учащимися при формировании ценностей патриотизма через непрерывное экологическое образование. Представление итогов работы педагогов по темам самообразования. Итоги работы МО педагогов за 2016-2017 учебный год. Результативность участия учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня Определение целей и задач работы отдела на 2017-2018 учебный год | Май | |