ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
И.Г. Дунаева
ГБОУ Школа № 1400 г. Москвы
Москва, Россия
Abstract: The article discusses the main aspects of moral education in primary school age within the academic and extracurricular activities.
Keywords: moral education, primary school age
Нравственность на сегодняшний день рассматривается как один из важных аспектов формирования и развития личности человека с самых ранних этапов его развития, становления его отношений с окружающими людьми, родственниками, коллективом, обществом, трудом и своими обязанностями. А также как некоторая часть жизни, связанная с делами человека, его реальным поведением и практическими действиями [3,с.245]. Под нравственностью понимаются этические нормы, правила поведения, а также иные, определяемые этими качествами понятия [4,с.129].
На современном этапе развития человеческого общества достаточно серьезное значение имеет проблема дальнейшего усовершенствования нравственного воспитания детей. Где воспитание можно рассматривать как управление процессом развития личности и индивидуальности, а нравственное воспитание при этом направлено на формирование у ребят в младшем школьном возрасте моральных убеждений и навыков поведения. Оно также способствует обобщению этических понятий. Этическое развитие учеников, формирование у них моральных и нравственных определений связано с развитием эмоциональной сферы младших школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что главенствующей основой процесса воспитания в начальной школе является нравственное воспитание, когда «дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях» [1,с 352].
А с нравственным воспитанием тесно связан сам учебный процесс. И на сегодняшний день, когда содержание современного образования увеличилось по своему не только объему, но и сложности, роль учебного процесса резко возрастает в нравственном воспитании. Тем более, что для общего развития школьников нравственные знания имеют ничуть не меньшее значение, чем знания по любым учебным предметам.
И при этом именно учебная деятельность в данном случае выступает как фактор неделимого, целостного развития личности младшего школьника.
Формирование нравственности происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности в начальной школе. При этом воспитывающими являются не только методы, содержание и особенности обучения, но, в первую очередь, личность учителя, его знания, убеждения, а также общая психологическая атмосфера на уроке, стиль взаимоотношений учащихся друг с другом, а также учителя начальных классов и детей. Воздействия педагога, направленные на воспитание учащегося, призваны вызвать соответствующие действия ученика, направленные на самовоспитание. При этом воспитывает себя также и сам ученик, выступая как субъект воспитательной деятельности.
Также как начальная ступень школы способствует становлению основам нравственной культуры личности, дети овладевают наиболее общими представлениями об обществе, природе, человеке и его деятельности, это все способствует формированию мировоззрения ребенка. В этом периоде обучения у детей формируются первичные ценностные ориентации, а также прививается любовь к духовным ценностям.
По словам Болдырева специфической особенностью процесса нравственного воспитания выступает то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Он осуществляется в процессе многогранной деятельности детей в различных отношениях, в которые дети вступают – это и учебная деятельность, и игра с детьми младше себя, а также общение со взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание детей выступает как целенаправленной процесс, который предполагает определенную систему взаимоотношений, методов и форм педагогических действий [2, с 81].
Таким образом, после рассмотрения основных особенностей нравственного воспитания младших школьников мы можем сделать определенный вывод, это то, что нравственное воспитание эффективно тогда и только тогда, когда оно осуществляется как непрерывный и целостный процесс. А то, что нравственное воспитание еще и двусторонний процесс, об этом говорит то, что он в полной мере заключается в воздействии воспитателей на их воспитанников и наоборот, в усвоении последними нравственных убеждений.
Из вышеизложенного следует, что учителю начальных классов принадлежит основная, порой даже главная роль в процессе нравственного воспитания детей. При этом учитель начальных классов должен выступать перед учениками примером нравственности. И мы можем констатировать тот факт, что школа как один из важнейших социальных институтов воспитания, имеет огромный потенциал для формирования нравственно - этических ориентаций младших школьников в сложном и одновременно многогранном процессе организации учебно-воспитательного процесса.
Начальная школа обладает широкими возможностями для создания таких условий, где ученик постигнет важность гуманистических основ современного общества и научится нести ответственность за сохранение моральных ценностей.[5]
Библиографический список
Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]/Ю.К. Бабанский. -М., 2013
Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.
Новейший философский словарь/ Сост. И гл. ред. А.А. Грицанов. -Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. - 1280с. http://bookz.ru/authors/gricanov-aa/gricanov03/page-129-gricanov03.html (дата обращения 15.11.2014 г.)
Ожегов C. И. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой,- М., Азъ, 1992 – 414с.
Килина, И.В. Методы формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников как компонента личностных универсальных учебных действий. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2014/427/6076 (дата обращения: 10.07.2014 г.)
Фамилия, имя, отчество на русском Дунаева Инна Геннадьевна
имя и фамилия на английском Inna Dunaeva
Ученая степень, специальность Магистрант, ЧГПУ
Ученое звание
Место работы ГБОУ Школа №1400, г.Москвы
Должность учитель начальных классов
Домашний адрес с индексом 121596, г.Москва, ул.Горбунова, д.19, к.1, кв,186
Сотовый телефон 8-908-064-7017
Е-mail [email protected]