СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности обучения устной монологической речи на уроках английского языка на ступени основного общего образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В современном мире невозможно обойтись без знания английского языка, ведь он окружает нас повсюду. Соответственно, одной из основных целей обучения иностранному языку является овладение умениями говорения, а именно формирования навыков диалогической и монологической речи.

Актуальность данной статьи заключается в том, что обучение монологической речи является одной из самых важных проблем в методике обучения иностранному языку.  

Целью данной статьи является изучение методических основ обучения монологической речи на базе анализа литературы по заданной теме.

Соответственно, данная цель определяет следующие задачи:

  1. Анализ методической литературы по проблеме формирования монологической речи.
  2. Определение научных основ и способов обучения устной монологической речи.
  3. Выявление особенностей формирования монологической речи на ступени ООО.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку.

Предметом исследования является овладение навыками и умениями формирования монологического высказывания.

В ходе данной работы используется такие методы, как:

  • изучение литературы;
  • анализ и обобщение теоретической базы;
  • сравнение различных подходов в обучении монологической речи.

Методологической базой исследования послужили работы филологов и лингвистов: О.А. Бизикова, Н.А. Гальсковой, М.А. Василика, В.М. Филатова и других.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты  исследования могут быть применены педагогами на уроках английского языка при изучении монологической речи на ступени основного общего образования.

Монологическая речь – это форма речи, которая образуется посредством активной речевой деятельности и не требует ответной реакции [3]. Она состоит из вступления, основной части и завершения. Выделяют несколько функциональных типов монолога: монолог-описание; монолог-сообщение, то есть рассказ или повествование и монолог-рассуждение.

Методика обучения монологу на ступени основного общего образования предполагает, что обучающийся после окончания учебы в школе будет владеть всеми видами монолога. А её цель – сформировать речевые монологические умения, что означает умение высказываться связно, когда твоя речь имеет определенную структуру, логику и имеет достаточно полное содержание.

В образовательных учреждениях выделяют три уровня сформированности монологической речи у обучающихся: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный. Данный уровень зависит от самостоятельности и проявления творческих способностей обучающегося.

Что касается, видов обучения монологу, то существует два подхода под названиями «Снизу вверх» и «Сверху вниз»: при подходе «Снизу вверх» формирование навыков и умений говорения начинается с частого повторения готового монологического текста, второй вид подразумевает собой учебный процесс от последовательного овладения речевыми действиями разного уровня к их дальнейшему комбинированию. Помимо этого, учитель может применять в своей практике опоры – ассоциограмы, которые являются помощниками при построении монолога.

При обучении создания монолога можно выделить большое количество различных упражнений и заданий на пересказ текста [2, с. 39]:

– пересказ пункта плана или пересказ целого текста;

– пересказ текста по цепочке, с опорой на план;

– работа в парах с карточками, содержащими вопросы: обучающиеся по очереди пересказывают текст с опорой на вопросы;

– работа с карточками, содержащими вопросы и т.д.

Главная задача учителя - помочь обучающемуся научиться грамотно выражать свои мысли с определенной последовательностью, не теряя логики своего высказывания, уметь разрабатывать устную монологическую речь. Для достижения этой цели учителю необходимо подбирать соответствующие тексты, задания, упражнения, учитывая психолого-возрастные особенности и, в целом, их интересы.

 Данная работа  посвящена  проблеме обучения устной монологической речи при изучении английского языка на ступени основного общего образования.

 В ходе написания научной статьи сделано следующее:

  1. Определены научные основы и способы обучения монологической речи.
  2. Изучены особенности формирования устной монологической речи на ступени основного общего образования.
  3.  Проанализированы упражнения, которые используются для овладения устной монологической речи.

  Мы изучили теоретический материал: понятие “монологическая речь”, его особенности, теоретические основы обучения монологической речи, а также методы и приемы обучения, которые используются при обучении устной монологической речи на ступени основного общего образования.

Таким образом, для эффективного обучения устной монологической речи необходимо методически правильно подобрать комплекс упражнений, учитывая возраст, психологические и индивидуальные особенности обучающихся, а также уровень владения языком.

 

Список использованных источников

1. Бизикова, О.А Развитие монологической речи у дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизиков. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гос. Ун-та, 2014. – 235 с.

2. Бим, И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского)  / И.Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001. — 48 с.

3. Винокур, Т.Г. Монолог // Русский язык: энциклопедия / Т.Г. Винокур. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Дрофа, 1998. – С. 240.

4. Ворожцова, И.Б. Основы лингводидактики: учеб. пособие для вузов / И.Б. Ворожцова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2013. – 189 с.

5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. – С. 141-147.

6. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в средней школе / И.А. Зимняя. – М.: Книга, 2013. – 222 с.

7. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: пособие для учителя / В.Л. Скалкин. – М.: Просвещение, 2003. – 197 с.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности обучения устной монологической речи на уроках английского языка на ступени основного общего образования"»

2




Обучение устной монологической речи на уроках английского языка на ступени основного общего образования


Урманова Чулпан Айдаровна, учитель иностранного (английского) языку,

МБОУ «СОШ№18 с УИОП» г. Набережные Челны

В современном мире невозможно обойтись без знания английского языка, ведь он окружает нас повсюду. Соответственно, одной из основных целей обучения иностранному языку является овладение умениями говорения, а именно формирования навыков диалогической и монологической речи.

Актуальность данной статьи заключается в том, что обучение монологической речи является одной из самых важных проблем в методике обучения иностранному языку.

Целью данной статьи является изучение методических основ обучения монологической речи на базе анализа литературы по заданной теме.

Соответственно, данная цель определяет следующие задачи:

  1. Анализ методической литературы по проблеме формирования монологической речи.

  2. Определение научных основ и способов обучения устной монологической речи.

  3. Выявление особенностей формирования монологической речи на ступени ООО.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку.

Предметом исследования является овладение навыками и умениями формирования монологического высказывания.

В ходе данной работы используется такие методы, как:

  • изучение литературы;

  • анализ и обобщение теоретической базы;

  • сравнение различных подходов в обучении монологической речи.

Методологической базой исследования послужили работы филологов и лингвистов: О.А. Бизикова, Н.А. Гальсковой, М.А. Василика, В.М. Филатова и других.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены педагогами на уроках английского языка при изучении монологической речи на ступени основного общего образования.

Монологическая речь – это форма речи, которая образуется посредством активной речевой деятельности и не требует ответной реакции [3]. Она состоит из вступления, основной части и завершения. Выделяют несколько функциональных типов монолога: монолог-описание; монолог-сообщение, то есть рассказ или повествование и монолог-рассуждение.

Методика обучения монологу на ступени основного общего образования предполагает, что обучающийся после окончания учебы в школе будет владеть всеми видами монолога. А её цель – сформировать речевые монологические умения, что означает умение высказываться связно, когда твоя речь имеет определенную структуру, логику и имеет достаточно полное содержание.

В образовательных учреждениях выделяют три уровня сформированности монологической речи у обучающихся: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный. Данный уровень зависит от самостоятельности и проявления творческих способностей обучающегося.

Что касается, видов обучения монологу, то существует два подхода под названиями «Снизу вверх» и «Сверху вниз»: при подходе «Снизу вверх» формирование навыков и умений говорения начинается с частого повторения готового монологического текста, второй вид подразумевает собой учебный процесс от последовательного овладения речевыми действиями разного уровня к их дальнейшему комбинированию. Помимо этого, учитель может применять в своей практике опоры – ассоциограмы, которые являются помощниками при построении монолога.

При обучении создания монолога можно выделить большое количество различных упражнений и заданий на пересказ текста [2, с. 39]:

– пересказ пункта плана или пересказ целого текста;

– пересказ текста по цепочке, с опорой на план;

– работа в парах с карточками, содержащими вопросы: обучающиеся по очереди пересказывают текст с опорой на вопросы;

– работа с карточками, содержащими вопросы и т.д.

Главная задача учителя - помочь обучающемуся научиться грамотно выражать свои мысли с определенной последовательностью, не теряя логики своего высказывания, уметь разрабатывать устную монологическую речь. Для достижения этой цели учителю необходимо подбирать соответствующие тексты, задания, упражнения, учитывая психолого-возрастные особенности и, в целом, их интересы.

Данная работа посвящена проблеме обучения устной монологической речи при изучении английского языка на ступени основного общего образования.

В ходе написания научной статьи сделано следующее:

  1. Определены научные основы и способы обучения монологической речи.

  2. Изучены особенности формирования устной монологической речи на ступени основного общего образования.

  3. Проанализированы упражнения, которые используются для овладения устной монологической речи.

Мы изучили теоретический материал: понятие “монологическая речь”, его особенности, теоретические основы обучения монологической речи, а также методы и приемы обучения, которые используются при обучении устной монологической речи на ступени основного общего образования.

Таким образом, для эффективного обучения устной монологической речи необходимо методически правильно подобрать комплекс упражнений, учитывая возраст, психологические и индивидуальные особенности обучающихся, а также уровень владения языком.


Список использованных источников

1. Бизикова, О.А Развитие монологической речи у дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизиков. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гос. Ун-та, 2014. – 235 с.

2. Бим, И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) / И.Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001. — 48 с.

3. Винокур, Т.Г. Монолог // Русский язык: энциклопедия / Т.Г. Винокур. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Дрофа, 1998. – С. 240.

4. Ворожцова, И.Б. Основы лингводидактики: учеб. пособие для вузов / И.Б. Ворожцова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2013. – 189 с.

5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. – С. 141-147.

6. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в средней школе / И.А. Зимняя. – М.: Книга, 2013. – 222 с.

7. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: пособие для учителя / В.Л. Скалкин. – М.: Просвещение, 2003. – 197 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!