Статья
«Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной начальной школе при реализации ФГОС НОО»
Ямзина Елена Фёдоровна, учитель начальных классов
В прессе и по телевидению часто обсуждается проблема сельских малокомплектных школ. Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских. Однако сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни любого ученика, что разрешает найти индивидуальный подход к любому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Данные особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.
Цель: проанализировать проблемы и положительные особенности организации образовательного процесса в малокомплектной начальной школе при реализации ФГОС НОО
Задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2.Охарактеризовать проблемы в организации образовательного процесса в малокомплектной начальной школе при реализации ФГОС НОО.
3.Рассмотреть пути решения проблем связанных с реализацией ФГОС в малокомплектной школе.
4.Сформулировать выводы.
1. Характеристика проблем в организации образовательного процесса в малокомплектной начальной школе при реализации ФГОС НОО
В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5-10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Однако без школы село или деревня умрет. Все, кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется специалистам удручающей.
Малокомплектная школа имеет собственные характерные трудности, определённые малым числом учеников и социальной средой, какая далеко не всегда оказывает позитивное воздействие на процесс развития сельского ребенка. Значительное беспокойство у педагогов, психологов, родителей вызывают такие факторы, как:
низкая информационная насыщенность школ на селе;
отсутствие специальной литературы;
недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению малокомплектной школой;
недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;
низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;
недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образования и малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством образования и др.[2]
Тем не менее при имеющихся трудностях можно и необходимо находить новейшие, наиболее результативные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), наилучшим образом применяя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.
Малая наполняемость класса располагает и рядом преимуществ, какие необходимо знать и разумно применять в повседневной практической деятельности.
В условиях малой школы педагогу легче выполнять:
индивидуальный подход к обучающимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
личностно-ориентированный подход в обучении, при каком личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
практическую направленность учебной деятельности обучающихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);
нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника в процессе общественно важной деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и педагогами [2].
Сейчас модернизация сельской малокомплектной школы связана, преимущественно, с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [6].
С 1 сентября 2011-2012 учебного года, как все и школы России, мы начали работу по новому образовательному стандарту, какой ориентирует образование на новое качество, соответственное современным запросам личности, общества и образования.
Проблемы, связанные с введением ФГОС в малокомплектных школах, схожи. Данное касается не только лишь числа обучающихся, однако и организационной формы учреждений, комплектования классов, географического расположения, системы обучения.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Научить учиться – лозунг стандартов, функция школы – корректирующая, где учитель – направляющая сила для ребенка.
Перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И данное, в собственную очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу какого положены идеи развития личности школьника. Важнейшими факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Новый стандарт различается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя. Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает истинные виды деятельности, какими обучающиеся должны овладеть к концу начального обучения [2].
Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что любой компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит собственный вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.
Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с какими повстречались малочисленные школы:
1. Ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения, ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Основная масса сельских дошкольных учреждений давно закрыта, дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс.
2. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно по разным стандартам. Особым проблемным местом является формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление каких меньше всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для данного требуется использование разнообразных ситуаций взаимодействия между обучающимися, а наполняемость классов делает невозможным применение многих форм работы, принятых в классно-урочной системе.
3. Организация внеурочной деятельности. По федеральному стандарту на реализацию внеаудиторной деятельности еженедельно во всех школах выделено 10 часов на класс. Обучающиеся могут выбрать для себя одно из пяти направлений. Труднодоступные школы часто лишены такой возможности, так как организация дополнительного образования требует наличия в штате узких специалистов, чего зачастую не бывает.
4. Проблема малокомплектных школ с введением данного стандарта заключается в нехватке кадров. Часто приходится слышать о том, что педагоги малокомплектных школ преподают предметы не по специальности, например, учитель русского языка преподаёт еще и географию. Кроме того всегда ставится вопрос о текучести кадров. Причина в низком социальном статусе профессии педагога.
5. Социальное положение семей школьников. Многие дети из неблагополучных семей, потому с данными обучающимися приходится работать вдвойне, это не только лишь работа прямо с самим учеником, но и работа с его семьей. Представители органов социальной опеки часто навещают неблагополучные семьи, беседуют с родителями. Так что прежде чем утверждать, что малокомплектные школы это проблема, необходимо подумать о возникновении проблемы, если таких школ не станет [4].
Исходя из перечисленных проблем, речь должна идти не о рекомендациях по локальному улучшению некоторых сторон деятельности малокомплектной школы, а о новых подходах к технологии организации учебного и внеучебного процессов, т. е. о разработке разнообразных организационно-педагогических моделей начальных малокомплектных школ, дающих возможность учителю работать с разновозрастным коллективом.
2.Пути решения проблем связанных с реализацией ФГОС в малокомплектной школе
В целях решения проблем, связанных с реализацией ФГОС в малокомплектной школе, нужно соблюдение некоторых условий:
обеспечение самостоятельного характера обучения;
усиление мотивационного аспекта учебно-воспитательного процесса;
стимулирование активной позиции ученика как субъекта учебной деятельности;
интенсификация индивидуального общения учителя с младшими школьниками;
активизация самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);
обеспечение более прочного усвоения предметных знаний, умений и навыков, формирование на их основе компетенций личности;
всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;
привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом [1].
Организованный таким образом учебный процесс позволит не сдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей в сельской школе.
Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет 68,9 %. Тем не менее, уже понятно давно, что если школа в маленькой деревне исчезнет, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители данного села его покидают, вследствие того что у них, обычно, есть дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. Необходимо отметить, что малокомплектные школы требуют особенного внимания и нестандартного подхода к решению проблем, как общих проблем, так и связанных с реализацией ФГОС. Последние сейчас должны занимать умы и теоретиков педагогики и школьных практиков, поскольку начальная школа как первая ступень общего образования в России имеет фундаментальное значение, как в становлении личности конкретного человека, так и в сохранении и развитии государства [7].
Заключение
Таким образом, необходимо отметить, что в сельской малокомплектной школе имеются благоприятные условия для реализации многих идей ФГОС. Но отмечу, что малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем, как общих проблем, так и связанных с реализацией ФГОС, так как начальная школа как первая ступень общего образования в России имеет фундаментальное значение, как в становлении личности конкретного человека, так и в сохранении и развитии государства.
Список литературы
Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В. Бочарова, М.П. Гурьянова// Педагогика. – 2015. – № 8. – С. 32–38.
Винокуров А.К. Модель эффективной организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях модернизации системы образования / А.К. Винокуров // Наука и образование. – 2018. – С.27–34.
Габышев А.Н. Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран) / А.Н. Габышев, Г.Н. Зедгенизова //Весник науки и образования. – 2016. – С. 5–11.
Камахина Р.С. Специфика технологий обучения в условиях сельской малокомплектной школы / Р.С. Камахина//Весник ТГППУ. – 2018. – №12.– С.
Крапивенцев А. А. Нормативно–правовое обеспечение деятельности малокомплектной сельской школы // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017. – С. 40–42.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2012. – С.107–109.