Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей».
Верхнеуфалейский городской округ.
Подготовила: Гранкова О. Г.- педагог доп. образования.
Особенности организации обучения слабовидящего ребёнка на занятиях декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования.
Одной из важнейших задач государственной политики является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на доступное и качественное образование.
Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной для России, поскольку число таких детей за последние годы резко возросло. Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ, дети-инвалиды - не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Такую возможность предоставляет система дополнительного образования детей. Для реализации творческих способностей детей предлагается адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Хлебная сказка».
Целью программы является формирование художественно-творческих способностей обучающихся средствами тестопластики, раскрытие творческого потенциала ребёнка-инвалида через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в детском объединении совместно со здоровыми детьми.
Основная идея программы творческой мастерской «Хлебная сказка» - приобщение детей к национальной культуре, народным ремёслам, культурно-трудовым традициям России. Данная программа подробно раскрывает многовековую историю особого вида декоративно-прикладного искусства пластики из солёного теста.
Соленое тесто - приятный на ощупь экологически безвредный и гипоаллергенный, недорогой, доступный для каждого, поделочный материал.
Поскольку занятия по тестопластике развивают мелкую моторику, они позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кистей рук. Массируются активные точки, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, речь, его самочувствие.
В процессе обучения формируется чувство формы и цвета, мышление, воображение и фантазия, оказывается положительное воздействие на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
На занятиях дети удовлетворяют свои образовательные потребности и определяются в своих интересах и возможностях. Изготавливая поделки из солёного теста, дети испытывают огромное удовольствие, применяют эти умения на практике, сами придумывают и готовят подарки для родителей, учителей и своих друзей.
Вопрос формирования трудовых навыков имеет важное значение для подготовки и адаптации детей к самостоятельной жизни. Занятия в творческой мастерской прививают интерес к труду, приучают обучающихся быть более усидчивыми, внимательными и ответственными, учатся точности и аккуратности в работе. Ребёнок получает разнообразный социальный опыт, учится содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, самоутверждается социально-адекватным способом.
К тому же, лепка из солёного теста несёт в себе массу положительной энергии, освобождает от отрицательных эмоций, сплачивает коллектив, развивает коммуникативные навыки.
Именно поэтому занятия по тестопластике удачно подходят для индивидуальной работы с ребенком-инвалидом. В том числе для семей с небольшим доходом.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хлебная сказка» разработана на основе программы для нормативно развивающихся детей с учётом включения в образовательный процесс ребёнка-инвалида по зрению в рамках инклюзивного обучения.
Программа рассчитана на занятия с разновозрастными группами обучающихся основным составом, а также индивидуально, в том числе с ребёнком-инвалидом в соответствии с индивидуальными учебными планами. Обучение осуществляется через единство теории и практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, а вплетается в практическую деятельность и служит основой занятия. Педагогический процесс организован так, что значительная часть знаний и умений передаётся от старших учащихся к младшим в процессе их совместной деятельности.
Таким образом, новизна программы заключается в разработке и реализации индивидуального дополнительного образования ребенка-инвалида по декоративно-прикладному творчеству в целях включения в общественную жизнь, организации общения со сверстниками, развития и реализации своих творческих способностей в рамках совместного освоения программы со здоровыми детьми.
В группе обучающихся занимается ребенок-инвалид по зрению с нормой психического развития. Особенность зрения ребенка - снижение остроты и нарушения цветового восприятия. В условиях недостаточности функций зрения:
- сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения;
- наблюдается снижение психической активности, возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности;
- происходит перестройка работы других анализаторных систем: у слепых утраченные зрительные функции замещаются деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов, у слабовидящих доминирующим видом восприятия остается зрение;
- психические процессы приобретают своеобразие в формировании и реализации:
восприятие: снижение избирательности восприятия и апперцепции, недостаточность осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушение их константности и целостности;
память: снижение скорости запоминания, страдает продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании. В то же время память выполняет компенсаторную функцию, поэтому важна коррекция дефектов и развитие слуховой и тактильной памяти;
мышление: затруднены операции анализа и синтеза, отмечается недостаточная полнота сравнения, наблюдаются нарушения классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации;
речь: сниженная динамика накопления языковых средств, своеобразие содержания лексики и соотношения слова и образа, некоторое отставание формирования речевых навыков и языкового чутья. В то же время речь, как и память, выполняет компенсаторную функцию, так как получить представление о многих предметах и явлениях дети с нарушениями зрения могут только при помощи речи;
- личностные особенности: изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как следствие - недостаточность эмоциональной сферы. При определенном типе воспитания могут возникнуть эгоистические черты характера, равнодушие к окружающим, установка на постоянную помощь. Ограниченность социальных контактов может привести к замкнутости, некоммуникабельности, стремлению уйти в свой внутренний мир.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Особое внимание следует обратить на условия создания предметно – развивающей среды. В первую очередь это безопасность. Далее комфортность, вариативность, информативность, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития и интересам детей.
Материально-техническое обеспечение программы.
Для работы по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хлебная сказка» необходим хорошо освещенный кабинет. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Для ребенка-инвалида со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять для обучающихся со светобоязнью - не более 500 лк (согласно СанПин).
Специфика требований к организации пространства слабовидящих и слепых обучающихся включает:
- наличие тактильно-осязательных, зрительных, звуковых ориентиров, обозначающих маршруты следования в образовательном пространстве, предупреждающих о препятствиях на пути следования (лестничный пролет, дверь, порог и др.), облегчающих самостоятельную и безопасную пространственную ориентировку в пространстве образовательной организации и повышающих мобильность обучающихся слабовидящих и слепых детей;
- обеспечение стабильности предметно-пространственной среды образовательной организации, создание безопасной среды для свободного самостоятельного передвижения слабовидящих и слепых детей в образовательной организации;
- обеспечение соответствия образовательной среды офтальмо-гигиеническим требованиям, разработанным для слепых детей с остаточным зрением (возможность пользоваться индивидуальным источником света; в организации учебного пространства должны использоваться матовые поверхности; на окнах должны быть жалюзи, позволяющие регулировать световой поток, информация должна быть доступна детям с нарушенным зрением и др.);
- в помещениях для организации программ дополнительного образования должно быть продуманное расположение мебели, широкие проходы, отсутствие нагромождений, незащищенных выступающих углов и стеклянных поверхностей, удобные подходы
Для развития детей с ОВЗ обязательно нужно создавать условия для взаимодействия с детьми в коллективе, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия, решая общие задачи дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий.
Этому способствуют совместные мероприятия объединения («Вечер знакомств», «День именинника», «Новый год» и т. д.)
Результатом деятельности мастерской стали творческие достижения детей. Практически каждый воспитанник, в том числе и ребёнок с ОВЗ принимает участие в концертах, фестивалях, конкурсах и выставках. На этих мероприятиях подводится итог деятельности ребенка. Результаты конкурсных мероприятий, концертных выступлений позволяют ребенку пережить ситуацию успеха, социальная значимость этих результатов признается ближайшим окружением.
Благодаря вышеперечисленным формам и методам развиваются коммуникативные навыки у обучающихся, наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, формируется мотивация к учебной деятельности, адекватная самооценка, т.е. происходит накопление детьми социального опыта. Они учатся выстраивать межличностные отношения, учатся быть толерантными, доброжелательными друг к другу.
Правильно проведенная работа помогает ребенку с ОВЗ преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде, а также развить свой творческий потенциал.