СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности социализации и самоуправления учащихся кадетских классов. Из опыта работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание личности – это целенаправленный, поэтапный процесс формирования многоуровневых отношений сотрудничества ребенка с миром через соответствующую возрасту организацию его жизнедеятельности, на основе партнерского взаимодействия воспитателя, педагога и воспитанника.

            Кадетское образование - самая успешная и признанная система образования и патриотического воспитания на протяжении трех столетий российской истории, в основе которого всегда лежали понятия «Отечество», «Родина», «Честь», «Достоинство», «Долг».

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности социализации и самоуправления учащихся кадетских классов. Из опыта работы"»

Особенности социализации и самоуправления учащихся

кадетских классов (из опыта работы)


Выступление на районной августовской конференции,

секция «Опыт реализации воспитательных программ в кадетских классах»

28 августа 2018 г.


Воспитание личности – это целенаправленный, поэтапный процесс формирования многоуровневых отношений сотрудничества ребенка с миром через соответствующую возрасту организацию его жизнедеятельности, на основе партнерского взаимодействия воспитателя, педагога и воспитанника.

Кадетское образование - самая успешная и признанная система образования и патриотического воспитания на протяжении трех столетий российской истории, в основе которого всегда лежали понятия «Отечество», «Родина», «Честь», «Достоинство», «Долг».

Первый кадетский класс в нашей школе был открыт в 2013 году. Это позволило создать модель кадетского образования и воспитания, отвечающую современным требованиям социализации кадетов. С 2014 года я являюсь классным руководителем кадетского класса – и через воспитательную работу создаю условия для социализации учащихся.

Нашим кадетам с раннего возраста прививается чувство ответственности за свои поступки, за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям. Воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности, становятся дисциплинированными и организованными, у них формируется и развивается чувство собственного достоинства.

Воспитательная система в нашем классе представляет собой единое воспитательное пространство, охватывающее и учебные занятия, и внеурочную жизнь кадетов, и разнообразную деятельность в дополнительном образовании, общении, и базируется на классном самоуправлении.

Любое дело начинается с постановки цели. Поставить цель конкретного урока или классного часа просто – научить, воспитать, привить, говоря современными требованиями, – развить компетентность. А как поставить цель глобальную – воспитать личность, да еще за такой большой временной отрезок - с 12 до 17 лет?

Согласно ФГОС, цель у нас единая: воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Как бы ни была красиво сформулирована цель, какими бы благими намерениями ни руководствовался классный руководитель, воспитатель, дело мы имеем с конкретными детьми, которые в наш класс пришли из разных школ, из разных коллективов, от разных учителей начальных классов. Переход воспитанников из начальной школы – это сложный и ответственный период: от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая кадетская жизнь подростка.

Сформировать коллектив (да еще такой, чтоб сам воспитывал) по взмаху волшебной палочки не удастся. Период адаптации у нас длится почти весь 5 класс, но и сейчас, когда мои воспитанники уже в 9 классе, результат не конечный и не идеальный. Но, подводя каждый год итоги, мы видим, что работа по воспитанию сплоченности в классе проведена огромная, в первую очередь, самими ребятами.

Приоритетными направлениями системы воспитательной работы являются духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное направления. Работая с кадетами, мы понимаем, что мелочей в воспитании нет. Именно маленькими достижениями человек растет, иногда для себя даже незаметно. Важно, чтобы ребята поняли: «Ни один корабль не выходит из порта без четкого маршрута. Мечта и цель – твой маршрут».

Мы считаем, что главной задачей является воспитание достойных членов общества, любящих свою Родину, семью, общество в котором живут.

Система учебно-воспитательного процесса в кадетском классе выстраивается так, что школьник, приходя из обычной школы в 5 кадетский класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком (мнение самих родителей). Стоит ли говорить, насколько именно такой подход актуален сегодня.

Программа воспитания и социального взросления кадет предполагает 3 этапа организации воспитательной работы с кадетами:

1 этап – «Становление» 5-7 классы

2 этап – «Самоопределение» 8-9 классы

3 этап – «Самореализация» 10-11 класс

Военизированная составляющая определяет уклад кадетской жизни, систему отношений, приоритетные виды и формы деятельности на всех этапах кадетского образования, поэтому на этапе «Становление» очень важно, чтобы учащиеся безболезненно в целом прошли адаптацию к предъявляемым в готовом виде педагогическим требованиям, правилам, нормам кадетской жизни; выработали привычки по следованию этим нормам и правилам; вошли в специфичный кадетский уклад жизни и систему отношений.

Пройдя путь становления в условиях кадетского класса, ребята отличаются от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, ответственностью, общей организованностью и дисциплиной. Они с 5 класса, дав торжественную клятву кадета, уже знают и понимают, что они служат России и надо видеть взволнованные лица и глаза родителей, когда их 12-летний ребенок стоит перед строем кадетов и произносит: «Служу Отечеству».

2 этап – «Самоопределение» - возраст кадетского отрочества, 14 – 15 лет (8-9 классы) именно на этом этапе происходит осмысление и понимание кадетского образа жизни, системы требований, правил и норм; понимание значимости для коллектива и для себя лично ценностей и смыслов, заложенных в этой системе; постижение их жизненной мудрости и самоутверждение в них. Без всего этого будет проблематичен и невозможен следующий этап самореализации.

Ведущим ви­дом деятельности на этом этапе становится общественно по­лезная деятельность, которая связана с потребностью кадетов в не­обычной деятельности, утверждающей их достоинство как взрослых людей, тягой к взрослости, большему общению со сверстниками и воспитателями, с которых они списывают образец мужского поведения. Для удовлетворения этой потребности нужны новые формы деятельности. Таким образом, кадеты готовятся выполнять в обществе традиционные социальные, профессиональные и семейные роли.

Организационной основой и процесса воспитания, и процесса жизнедеятельности в кадетском классе является военизированная составляющая. Определенный военизированный уклад жизни, форма, марш-броски, походы, вахты памяти, кадетские балы, военные церемониалы и т.д. - интересны кадетам, и этот интерес необходимо использовать для выплескивания энергии, напряженности, характерной подростковому возрасту, а также реализации потребностей в самоутверждении и признании.

Этому во многом сопутствуют наши проекты – соревнования «Самый спортивный класс», «Кадет года», военно-спортивная игра «Зарница», множество мероприятий гражданско-патриотической направленности: акция «Георгиевская ленточка», поздравления и встречи с ветеранами ВОВ, театрализованные конкурсы военной песни, шефство над заброшенными могилами участников ВОВ, смотры строевых песен, проведение Дней воинской славы России.

В портфолио нашего класса написаны такие мудрые слова: « Если хочешь идти быстро – иди один, если хочешь идти далеко – идите вместе». Очень хотелось бы назвать это нашим девизом, но считаю, что это должны понять и принять сами учащиеся-кадеты.

Общение со значимыми взрослыми (а в нашей ситуации таковыми являются педагоги и родители) строится, с одной стороны, на принципах субординации и воинской этики, а с другой - на дружеских началах старшего и младшего. Успех воспитания достойного человека заложен в триединстве: педагог–кадет–родители. Вопросы решаем вместе с родительским коллективом, так как работа по социализации учащихся в школе имеет начало и продолжение в семье. Изначально поставили перед собой задачу: сформировать из родителей коллектив единомышленников. Родительский комитет ежегодно обновляется, работа проходит в тесном сотрудничестве. Большое внимание уделяем просветительской работе с родителями. По их просьбам и собственной инициативе проводим индивидуальные и коллективные консультации по вопросам педагогики и психологии с приглашением специалистов. Проводим тематические родительские собрания: «Адаптация пятиклассников в среднем звене», «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме», «Интернет и дети». Традиционными стали мероприятия: праздник в классе для Мам, внутриклассные соревнования «Мама, папа и Я», «Богатырская сила», «Веревочный курс», нетрадиционные формы проведения родительских собраний, «Новогодние встречи», военно-полевые выходы и т.д. Хочется отметить, что большинство родителей (до 80%) приходят на всевозможные классные и общешкольные мероприятия поддержать своих детей.

В 2016 году совместно с родителями была организована поездка на VIII слет военно-спортивной игры «Кадеты отечества» в г. Москва. Для ребят была организована не только соревновательная, но и большая экскурсионная программа по историческим местам. Класс-команда показала хорошие результаты подготовки, заняв третье общекомандное место в спортивном блоке. Таким образом, повышая самооценку и успешность учащихся, добиваемся повышения качества образования и рейтинга как отдельно взятых учащихся, так и школы в целом.

Наше глубокое убеждение, что система воспитательной работы только тогда будет действенной, дающей какой-то результат, когда взрослые, стоящие во главе класса: классный руководитель и воспитатель - будут единой командой. Невозможно чему-то научить кадет, если внутри этой двойки возникнут разногласия, какие-то свои амбициозные цели или просто непонимание.

Все основные этапы работы с кадетами наша команда педагогов проходит и выполняет сообща: составляет вместе план воспитательной работы, подводит итоги промежуточной и итоговой аттестации кадетов, организуют работу с родителями… Также согласованно эти этапы анализируем: выявляем общие промахи и общие победы, замечаем и обсуждаем те изменения, которые происходят с каждым воспитанником и со всем коллективом в целом. Кропотливая, последовательная работа дает результат, внеурочная занятость класса составляет 100% (все учащиеся заняты в двух и более кружках различной направленности). Организуя внеурочную занятость детей, сокращаем бесконтрольное нахождение их на улице и за компьютером, которое, как правило, влечет за собой нежелательные последствия. Активное вовлечение во внеурочную деятельность позволяет раскрыть талант каждого ребенка, дает почувствовать свою значимость.

Система самоуправления в коллективе является частью системы самоуправления школы. В классе сформировано 6 советов, избирается мэр и вице-мэр. Каждый совет выполняет свою функцию. Так, совет «Образование» систематически проверяет учебные принадлежности, сохранность учебников, 1 раз в год проводит конкурс «Портфолио». Совет «ЗОЖ» организует дежурство в классе, школе, обеспечивает соблюдение режима проветривания. Совет «Патриот» отвечает за участие в нравственно-патриотических мероприятиях, за проведение утреннего построения, совет «ИНФО» отвечает за оформление классного уголка, смену информации, оформление газет к праздникам и т.д., совет «Досуг» организуют мероприятия, участие в школьных и районных мероприятиях. О результативности работы по созданию ученического самоуправления в классе можно судить по данным рейтинга активности классных коллективов, где класс занимает первое место.

Наши воспитанники активно участвуют в школьных, районных, краевых мероприятиях и акциях. В 2017 году наши кадеты выступили инициаторами акции «ГТО – путь к успеху». Наш класс сдал нормы ГТО, результатом является 11– золотых, 3- серебряных, и 1 – бронзовый знаков отличия.

В 2018 году учащиеся кадетского класса приняли участие в районном конкурсе агитбригад «Мы за ЗОЖ», где заняли первое место.

Особое внимание уделяем связи поколений. Для организации полноценной социальной - значимой деятельности установили тесное сотрудничество с районным Советом ветеранов, ребята приходят в гости к ветеранам, беседуют, выступают с песнями из своего репертуара, поют совместно с хором ветеранов.

Поддерживаем тесную связь с ЦДТ «Паллада», заповедником «Ботчинский», районным краеведческим музеем имени Н.К. Бошняка, районной библиотекой, ДЮСШ «Спартак», отделом по спорту и молодежной политике. Наши учащиеся систематически принимают участие в таких акциях, как «Экологическая елочка», «Береги первоцветы», «Чистый берег».

Привлекаем учащихся к социальному проектированию. В 2016 году ребятами был разработан социальный проект «Школьный стадион». При его разработке они не только проектировали сооружения и оборудование площадок стадиона, но и предусмотрели результаты исследовательской работы «Зеленый уголок», в которой обосновывается правильный выбор растений для озеленения территории. Проект «Школьный стадион» занял II место в районном этапе конкурса «Я – Гражданин России».

Класс принимает активное участие в общественной жизни школы, района и края. Систематически участвует во Всероссийском этапе лыжной гонки «Лыжня России», 2 года подряд становился призером краевых соревнований «Президентские состязания», учащиеся нашего класса вошли в сборную школы для участия в краевом этапе военно-спортивной игры «Победа», где заняли первое место и представляли наш край в финале, который проходил в Москве. В этом году на основе показателей ГТО Максаков Егор вошел в команду Хабаровского края для участия во Всероссийском финале Спартакиады молодежи России допризывного возраста. Конечно, такие результаты требуют от участников большой подготовительной работы, но она дает результаты.

Активно сотрудничаем с Центром с Домом культуры – 100% детей посещают кружок хореографии. Результатом такой работы стали хореографические постановки на праздниках: «Посвящение в кадеты», «День мамы», «Юбилей школы», «Встречи с ветеранами», «Фестиваль военной песни», «Кадетский бал» и т.д. Эти мероприятия сплачивают коллектив, развиваются личностные результаты обучения.

В завершении, хочется сказать, что воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель кадетского образования. И в кадетском образовании есть все необходимые условия и механизмы для формирования патриотического сознания. Именно такое сознание граждан остается важнейшей отечественной ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.