Особенности в обучении «критическому мышлению»
В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.
Те, кто наиболее критически подходит к схематическим знаниям и практическому опыту, полагают, что одних только знаний недостаточно. Они считают, что знания тогда ценны, когда они полезны, когда они понятны в схематических терминах и могут быть применены практически, творчески и критически.
Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Перед нами стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. “Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам”.
Ценность технологии критического мышления (RWCT) в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
RWCT – это американская технология, она включает в себя до 80 стратегий. Их можно использовать как отдельно, на любом этапе урока, так и строить весь урок по определённой структуре.
Основы методики критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, размышление.
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что знают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения (например, составление кластера или ассоциации), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно.
На этой стадии используется прием “мозгового штурма”, который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление семантической таблицы, диаграмма, дневник двойной записи, развивающая лекция, , изложение в паре, углы и др.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия, кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися.
Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Обучение критическому мышлению – нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, способствующие развитию критического мышления:
- учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
- ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
- должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
-в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
- учитель должен верить в способности каждого ученика.
Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Сделать учеников партнерами в процессе оценивания – значит дать им понять, что означает хорошая работа. А этого, в свою очередь, можно достигнуть установлением точных критериев оценки. В классе, где проводится развитие критического мышления, учителям часто предлагается ставить не просто фактические отметки за работу и деятельность (т.е., они не должны просто посчитать количество “правильных” ответов на вопросы, чтобы поставить данную отметку). В таких случаях полезным будет подход к оценке, называемой “рубрика”, точное утверждение того, какая выполненная работа заслуживает высокой оценки, средней оценки и низкой оценки. В данной технологии существуют, кроме рубрики, и другие стратегии оценивания критического мышления: самооценка, самоанализ в группе, образец работы, оценочный портфель.
Таким образом можно придти к выводу, что критическое мышление развивает навыки приобретения доказательств. В практике существует много приемов технологий, использующихся активно преподавателями, посредством диалога («Таблица тонких и толстых вопросов», «Ромашка Блума») также приемы этой технологии такие как: таблица ЗУХ, кластер, фишбоун.
Заполняя такую таблицу систематически ученики приобретают навыки осмысления, анализа и оценки информации. А ведь это главное свойство выделения нужного материала, так как в книгах пишут очень многое, но знать нужно основное. И именно таблица ЗУХ помогает вычленить суть проблемы. Используя этот прием критического мышления я помогаю обучающимся освоить информацию, проходя через весьма не простой процесс.
Также предлогая обучающимся составлять кластеры по темам или подтемам, они учатся находить основные идеи, доказывать их, ссылаясь на доказательства, полученные в процессе наблюдения. Групповая работа по составлению кластеров проходит интересно, активно, дружелюбно. В результате они вывешивают полученный кластер, и один из членов группы или полностью группа защищают свой проект.
Защита проектов проходит довольно интересно, члены команды действуют согласованно. Ученикам очень понравилась совместная работа в группах, так как именно в группе способны проявиться скрытые знания, умения и навыки некоторых обучающихся.
Также обучение критическому мышлению можно научить посредством диалога. В практике используются вопросы низкого и высокого порядка, так как принцип обучения гласит от простого к сложному, т.е. все должно происходить последовательно. На вопросы низкого порядка ученики отвечают очень легко, не испытывая затруднений, а вот на вопросы высокого уровня поначалу затруднялись отвечать. Потому что после того как задан вопрос высокого порядка ученикам обязательно требуется некоторое время для осмысления и понимания вопроса, необходимо осознать, проанализировать ответ для такого вопроса. Но позже после применения нескольких раз таких вопросов, ученики активно вступали в обсуждения. После применения мною в школьной практике вопросов разных порядков четко прослеживается нить учащихся, которые способны мыслить критически.
Таким образом можно подтвердить, что диалог в процессе обучения занимает центральное место и способствует развитию навыков критического мышления обучающихся.
Еще развитию критическому мышлению помогает применение информационно – коммуникационных технологий в обучении. Так как на интерактивной доске можно поместить различные рисунки и попросить учеников определить тему, цели и задачи урока, или же для этих целей можно использовать кроссворды, ребусы, загадки. Еще можно показать видеофрагменты и попросить учащихся озвучить происходящее.
Еще критическое мышление способствует управлению и лидерству в обучении. Так как критически мыслящего ученика в классе все одноклассники хорошо воспринимают и относятся как к лидеру. Принцип преподавания в соответствии с возрастными особенностями также прослеживается при применении приемов технологии критического мышления, потому что в основном, многие учащиеся обладают такими способностями или стараются овладеть ими.
При обучении и выявлении талантливых и одаренных детей также приемы критического мышления играют особую роль. Потому что одаренные дети в большинстве случаев обладают способностью и умениями критически мыслить. Дневники тройных записей помогают систематизировать информацию и высказывать в них свои мысли и идеи.
Также при использовании в обучении технологии критического мышления наравне можно использовать некоторые методы оценивания такие как: критериальное суммативное и критериальное формативное.
Способами оценивания можно стимулировать навыки критического мышления, находить нестандартные пути решения тех или иных ситуаций. Чем интересней ответ, значит и оценка будет выше. Также важно в оценивании, что критерии могут с каждым уроком меняться или разбалловка может быть разной. Еще одна особенность критериального оценивания в том, что ученики сами способны разработать критерии для их оценивания, а учитель только направляет их.
Рассмотрев применение технологии критического мышления в школе можно придти к такому умозаключению, что все идеи семи модулей тесно переплетаются при построении и проведении уроков, тем самым оказывая взаимное влияние друг на друга.
Отсюда, можно сделать такие выводы: технология критического мышления универсальна, потому что направлена на формирование и развитие ключевых компетенций учеников (компетентность в решении проблем, коммуникативная, информационная компетентность), которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека в социуме.
Технологией критического мышления могут пользоваться учителя разных предметных областей достигая при этом эффективных результатов в работе.