ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЯЗЫКА,
ПОЛНЫЙ ТАЙН И ЗАГАДОК
Чернышева Маргарита Владимировна
11Т, ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж», Белгород
Жданова С.Л., преподаватель
Аннотация. В статье раскрыта важность владения родным языком. Рассмотрены система языка, его устройство и основные особенности. Освещён мир языка с его тайнами и загадками.
Ключевые слова: родной язык, владение языком, лингвистика, разные языки, загадка, тайна.
DISCOVER THE AMAZING WORLD OF LANGUAGE FILLED WITH SECRETS AND RIDDLES
Chernysheva Margarita Vladimirovna
Group 11Т, Belgorod Mechanical-Technological College, Belgorod
Zhdanova S.L., teacher
Abstract. The article deals with the importance of native language skills. Considered the language system, its structure and main features. Illuminated the world of language with its secrets and riddles.
Key words: native language, language skills, linguistics, different languages, riddle, secret.
«Ничто для нас столь обыкновенного, ничто столь просто не кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительное есть, столь чудесно, как наша речь…» (А.Н. Радищев)
Человек, который задумался о родном языке, чем-то похож на рыбу, пытающуюся уяснить себе свойства воды. Рыба не может жить вне воды, и человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык для личности человека – примерно то же, что и воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности.
В романе-антиутопии английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» людей стараются лишить свободного владения языком, чтобы они перестали мыслить, любить, принимать решения. Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его. Он не найдет понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, сложное общение, самоанализ – навсегда потерянные для него богатства. Поэтому владение языком – главное, чему стоит учиться, и в школах любой страны родной язык – важнейший предмет.
Конечно, даже из очень толстой книги нельзя узнать о языке всё. Главное – открыть для себя мир языка, полный тайн и загадок. Он находится не в бездне космоса и не за синим морем, а вокруг нас. Нужно только прислушаться, задуматься, чтобы убедиться: «…ничто столь удивительное есть…!» [3, с. 6].
Первая и главная загадка языка – как он вообще возможен? Как удаётся нам, издавая звуки или рисуя закорючки, описывать весь бесконечно разнообразный мир? Учёные открывают всё новые поразительные «изобретения», заложенные в систему языка. Многозначность его единиц, из позиционные чередования, законы сочетаемости элементов – всё это позволяет языку с помощью ограниченного набора средств выражать неограниченное количество смыслов.
Знаем ли мы родной язык? Конечно да, ведь мы говорим на нём с детства. И конечно нет. Система языка, с одной стороны, логична, а с другой – непредсказуема и полна исключений. Полное описание даже одного-единственного языка заняло бы несколько сотен толстых томов. Профессор языкознания отличается от первоклассника прежде всего тем, что знает, как много ещё неизвестного в языке. Подробные описания – дело учёных, а интерес к родному языку, знание его основных особенностей, умение замечать его парадоксы – всё это делает жизнь богаче.
Каждый шаг к ответу на вопрос, как устроен язык, рождает новые вопросы. Система языка сложна, логична, экономна и красива – неужели это получилось само по себе? Как возникает и развивается язык? Легко сказать: «Постепенно», но можно ли представить себе момент его рождения, первые слова? И как могло из этих развиться множество таких разных и сложных языков? Разгадка этой тайны спрятана очень глубоко, ведь возникновение языка неотделимо от возникновения мышления – а значит, и человека. Древние мудрецы говорили: «Понять, как возникло нечто, - значит понять его суть».
У народов Земли разная внешность, разные обычаи и образ жизни. Во многом эти отличия можно объяснить условиями жизни народа и его историей. Но вот загадка: почему так сильно различаются человеческие языки? У народов, живущих очень сходной жизнью, языки могут быть совсем разные, и наоборот – жители отдалённых мест, представители разных цивилизаций говорят на разных очень похожих. И главное – что позволяет всем языкам, таким разным, одинаково успешно описывать мир?
В древней библейской легенде о Вавилонской башне говорится: бог, разгневанный тем, что люди строят башню, которая должна достичь неба, смешал языки – и башня осталась недостроенной. Поэтому в мире столько разных языков [2, с. 6].
Следующая загадка – как язык действует? Когда мы общаемся на языке, мы не думаем об его устройстве, а просто используем: болтаем с друзьями, произносим речь, записываем решение задачи, сочиняем стихи, рассказываем анекдоты. Из всего богатства, предоставляемого языком, мы каждый раз точно и без видимых усилий выбираем именно то, что нам нужно в данной ситуации. Как? Если устройство языка наука уже в значительной мере изучила, то к решению этого вопроса она только приступает.
В течение многих веков лингвистика считалась частью филологии – науки, которая изучала тексты, прежде всего древние. Со временем внутри филологии выделились два направления: изучение собственных текстов, т.е. литературы, и изучение языков, на которых они написаны. Описывая всё новые и новые языки и сравнивая их между собой, учёные обнаружили, что в лингвистике можно достичь поразительных результатов, если действовать не филологическими методами, а подобно математикам, доказывающим теоремы. Так в лингвистику пришли логика, строгость, доказательность. Выяснилось, что по сути своей она ближе к точным наукам, прежде всего к математике: математика, по словам Галилея, изучает язык природы, лингвистика – язык людей. Последние два столетия были эпохой революционного развития лингвистики, причём многие из важнейших открытий были сделаны российскими учёными. Эта наука, первые труды по которой известны ещё в древности, до сих пор только готовилась к мощному пробуждению. Движение лингвистики вперёд продолжается, стремительный прогресс последних десятилетий, появление компьютера поставили пред ней новые задачи. Возможно, лингвистика станет одной из важнейших наук будущего информационного общества.
Есть привычное выражение «владеть языком». Действительно, в детстве мы все овладеваем родным языком, затем, если есть желание, - иностранными. Но чем глубже исследуют учёные взаимосвязь языка и мышления, тем больше получают подтверждений обратного: это язык владеет человеком! Если в одном языке слово клён мужского рода, а в другом – женского, то их носителями и само дерево воспринимается по-разному: в первом случае поэт сравнит его с «пьяным сторожем», во втором – назовёт «рыжекудрой красавицей» [3, с. 8]. Человек, в языке которого одна грамматическая форма прошедшего времени, относится к прошлому иначе, чем говорящий на языке с шестью прошедшими временами. Воздействие языка на человека – ещё одна загадка, которую предстоит решить лингвистике, и здесь учёные работают на стыке языкознания, психологии и философии [1, с. 25]. Становится ясна и связь языкознания с этикой, а именно с фундаментальным вопросом человеческого бытия – вопросом свободы. В процессе работы над подобными проблемами лингвистике предстоит стать не только наукой о языке, но и наукой о человеке.
Список литературы
Баранникова, Л.И. Введение в языкознание: Учебное пособие. 2-е изд. / Л.И. Баранникова. — М.: Книжный дом Либроком, 2010. — 392 c.
Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника/Сост. А.А. Шуплецов. – Мн.: ТОО «Харвест», 1996. – 480 с.
Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский Э68 язык. 3-е изд. перераб. и доп./Гл. ред. М. Аксёнова; отв. ред. Л. Петрановская. – М.: Аванта, 2004. – 704 с: ил.