СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Ознакомление учащихся ДШИ со сборником П.И. Чайковского «Детский альбом»".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Петр Ильич Чайковский создал свой цикл детских пьес, посвятив его своему любимому племяннику Володе Давыдову, которому в то время было шесть лет. В этих небольших музыкальных произведениях композитор изображает течение одного дня в жизни ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Ознакомление учащихся ДШИ со сборником П.И. Чайковского «Детский альбом»".»

Ознакомление учащихся ДШИ со сборником

П.И. Чайковского «Детский альбом».


Петр Ильич Чайковский создал свой цикл детских пьес, посвятив его своему любимому племяннику Володе Давыдову, которому в то время было шесть лет. В этих небольших музыкальных произведениях композитор изображает течение одного дня в жизни ребенка.

На протяжении этого дня слушатель становится свидетелем задорных игр и обязательных танцев, увлекательной сказки, рассказанной няней, и красочных образов далеких стран. Беззаботное время развлечений чередуется с моментами огорчения и грусти. Ребенок, изображенный Чайковским, – чувствительный, талантливый представитель интеллигентной семьи. Чтобы по-настоящему оценить эти пьесы, необходимо на время стать ребенком и испытать все перепады его настроения.


«Утреннее размышление»

В прошлом детские дни начинались и заканчивались молитвой, направляя юных на путь добродетели. Музыкальное произведение, созданное композитором, воссоздаёт атмосферу церковного богослужения благодаря строгой четырёхголосной структуре. Мелодии пьесы основаны на интонациях подлинной церковной молитвы, исполняясь тихо и спокойно, с плавным переходом из одной гармонии в другую (T,S,D). Начальный фрагмент отличается преобладанием верхнего голоса, а финальная часть – торжественным звучанием полного оркестра.


«Зимнее утро»

В данной пьесе мастерски отражена не только живописная картина зимнего утра, но и динамика эмоциональных переживаний ребенка под воздействием увиденного. Произведение построено по трехчастной форме.

Первая часть начинается в светлом тоне Ре мажор, интонации которого неустанно стремятся вверх, передавая детское радостное возбуждение.

Однако последующая модуляция переводит звучание в параллельный минор, привнося в музыкальную палитру оттенки меланхолии. В музыке проступают ноты мольбы, просьбы, а также предчувствия, свойственные детской душе. Темп ускоренный. Ярко выраженные волнообразные интонации несут успокаивающий характер.

При исполнении важно умело расставить смысловые акценты. Возможно, это будет звучать как жалоба. Необходимо обратить внимание на полутона, которые могут добавить глубины и нюансов в передаче эмоций.


«Игра в лошадки»

Игра в лошадки традиционно являлась одной из предпочитаемых игр среди мальчиков дворянского происхождения. Музыкальное произведение посредством стремительного темпа и ярких мелодических образов передает картину мчащихся всадников, отважных гусар.

Исполнение пьесы характеризуется высокой скоростью и протяженностью фраз, что представляет определенную сложность для музыкантов. Необходимо обратить внимание на четкое исполнение четырехголосного изложения и смягчение повторений звуков. Произведение выполняется в технике стаккато. Данная пьеса относится к жанру токкаты, где однообразный ритмический пульс имитирует цокот копыт игрушечной лошадки.

Простота ритмического рисунка компенсируется богатством гармонических красок: практически каждое изменение гармонии звучит неожиданно и свежо, создавая эффект сюрприза.


«Мама»

Пьеса представляет собой полифоническую пьесу, отчасти напоминающую колыбельную песню. Трёхдольный размер придает ей округлый и текучий характер.

Пьеса написана в форме дуэта: нижний голос, обладающий более тёплым тембром, оттеняет светлое и ясное звучание верхнего голоса. Музыкальное изображение словно рисует картину неспешной прогулки матери с ребёнком. Ребёнок, полный радости, идёт рядом с мамой, держась за её руку.

Исполнение предполагает игру одними пальцами, звук следует удерживать на кончиках пальцев. Особое внимание следует обратить на паузу в конце пьесы, которая придаёт ей завершенность и ощущение спокойствия. Произведение заканчивается в мажоре, отражая светлое настроение и чувство безопасности.


«Марш деревянных солдатиков»

Ощущение кукольности, деревянности передаётся чёткостью ритмического рисунка, определённостью, выверенностью штриха. Образ солдатиков, марширующих стройными рядами под отчётливый бой барабана, создаётся посредством тесного расположения аккордов, согласованности ритма и штрихов. Финал произведения не следует замедлять, а обилие шестнадцатых нот подчёркивает неуклонное, механическое движение.


«Болезнь куклы»

Характерная черта этой пьесы - фрагментарностью мелодической линии, прерываемой паузами, что создаёт эффект прерывистого дыхания. Короткие интонации словно имитируют капающие слёзы.

Печальная музыка отражает искренние переживания девочки, которая воспринимает свою куклу как живое существо. Гармонии собираются одна за другой, образуя целостную картину. В басовой партии звучит виолончель, подчеркивающая нижние ноты и привносящая глубину звучания.

Произведение представляет собой краткий музыкальный рассказ о сложной и серьёзной душевной жизни ребёнка, чьи чувства так же сильны и остры, как у взрослого человека. Болезненные переживания девочки отражаются в изменении температуры и затруднённом дыхании. В финале произведения звучит бас, подводя итог музыкальной истории.


«Похороны куклы»

Композитор посредством звуковой палитры воссоздаёт атмосферу похоронной процессии куклы. Это достигается за счёт использования медленного темпа, насыщенных минорных гармоний и пунктирных ритмов, характерных для маршевого жанра, пронизывающих всю музыкальную фактуру. Музыкальное произведение отражает детскую травму – первое переживание утраты, ощущение невосполнимой потери в глазах ребёнка. Исполнение должно быть серьёзным и сосредоточенным, без каких-либо изменений темпа. Важно научиться воспринимать и исполнять протяжённые звуки.


«Вальс»

Пьеса, выстроенная в сложной трёхчастной форме, начинается в светлой тональности ми-бемоль мажор. Однако характер музыки претерпевает существенные изменения – наступает до-минорный эпизод, представляющий собой среднюю часть сложной трёхчастной формы. В левой руке слышится квинта с акцентами на слабые доли. Этот эпизод оказывается мимолетным, и вновь звучит вальс.

Исполнение мелодии должно быть ярче, чем сопровождение. Все выразительность и изящество сосредоточены в правой руке, в то время как левая рука исполняет музыкальный материал равномерно.


«Новая кукла»

Произведение написано в стремительном темпе вальса. Традиционный размер 3/4 удвоен, что придает музыке характер 3/8.

Музыка передает безграничную радость девочки, получившей подарок. Она бегает по комнате, прыгает, ее движения отражены в длинной, яркой мелодической фразе, которая сменяется повторами бега и прыжков. Аккомпанемент подчеркивает легкость и беззаботность момента благодаря паузам на слабых долях такта.

Структура произведения – простая трехчастная форма.


«Мазурка»

Пьеса камерного характера. Первая тема характеризуется раздумчивым и элегическим настроением. При исполнении левой рукой не используется прием стаккато. Средняя часть не противопоставляется, а, скорее, развивает музыкальную мысль первой части. Необходимо умело перейти к следующей части пьесы. Форма произведения органично вплетена в его содержание, являясь процессом развития музыкальной идеи.




«Русская песня»

Мастерски имитирует звучание могучего четырёхголосного мужского хора, наполненного энергией и отвагой. Мелодия кратка и ясна (6 тактов), её фразы завершаются то в минорном, то в мажорном ключе. Количество голосов варьируется свободно: от четырёх до двух, а затем снова возвращается к четырём. Пьеса исполняется с широким размахом, открыто и искренне. Состоит из трёх куплетов.


«Мужик на гармонике играет»

В данной пьесе особое внимание привлекает мелодический строй, основанный на тональности си-бемоль мажор. Интересно отметить, что акцент делается не на тонике, а на доминанте. Широкое использование доминантсептаккорда (повторяющегося 30 раз) в сочетании с многократными вариативными повторами создает комический эффект, вызывая ассоциации с неловким и ускоренным исполнением одного и того же музыкального фрагмента. В результате возникает ощущение надоедливой и монотонной музыки.


«Камаринская»

Исполнение пьесы не должно характеризоваться резким стаккато. Мелодия, подобно надоедливому комару, который жужжит, но не причиняет вреда. Данная пьеса отличается высокой сложностью исполнения (штрихи, скачки). За шутливой, скерцозной темой следуют три вариации. Рекомендуется предварительно проработать аккорды отдельно, с целью обеспечить быструю готовность руки к нужному положению в нужный момент. Необходимо услышать legato в левой руке и определить сильные и слабые доли такта.


«Полька»

Полька отличается лёгкостью и непринуждённостью исполнения. В ней присутствует элемент кокетства. Это весёлый танец, полный грации. Лишь в средней части произведения тема, переходя в более низкий регистр, приобретает нарочито грубоватый характер, что придает танцу задорный юмор.


«Итальянская песенка»

Данная пьеса, выполненная в стиле вальса, отличается от классического жанра своей живой и импульсивной мелодией, характерной для южных мотивов.

В исполнении правая рука играет с выразительностью и яркостью, а левая – сдержанно и тихо. Звучание обеих рук должно быть синхронным. В заключительной части пьесы следует замедлить темп. Пассажи на шестнадцатые ноты необходимо исполнять ровно и плавно, чтобы их характер не был заметен слушателю.


«Старинная французская песенка»

Пьеса написана в тональности соль минор и стилистически напоминает арию графини из оперы «Пиковая дама» - ее воспоминания. В средней части не рекомендуется ускорять темп. Графиня продолжает петь, к ее голосу присоединяются другие. В заключительной части допустимо незначительно замедлить темп.

Следует отметить, что в данной пьесе больше можно, чем нельзя.


«Немецкая песенка»

В пьесе чёткая ритмика, ясность интонации из первого концерта П.И. Чайковского (вторая часть). Мелодия запева характеризуется острым, прерывистым рисунком. Первая фраза построена на узких интервалах – терциях и секундах, создающих эффект эха в горах. Данный прием подчеркивается обращением этих интервалов в сексты и септимы.


«Неаполитанская песенка»

Это зажигательный танец, полный энергии и жизнерадостности, отличается чётким ритмом и изысканной грацией. Яркая, запоминающаяся мелодия подчёркивает стремительность движения.

Исполнение требует пристального внимания к каждой ноте, чтобы передать всю полноту и динамику музыкального произведения.


«Нянина сказка»

Произведение, с помощью тонких пауз и непредсказуемых акцентов, создаёт атмосферу напряжённого ожидания. Музыка словно предвосхищает появление зловещего существа, неуловимо приближающегося.

Композитор впервые вводит синкопические ритмы в свою работу. Форма пьесы – традиционная трёхчастная. В средней части верхний голос, олицетворяющий героического персонажа, «замирает от страха» на одной ноте, а из мрачных глубин низкого регистра «выползает», подобно призраку, хроматическая последовательность. Для восприятия синкопических ритмов необходимо чётко понимать положение сильной доли в такте.


«Баба - Яга»

Пьеса построена по трёхчастной форме. Пик музыкального произведения приходится на начало репризы, исполняемой на октаву выше, чем первая часть. «Выкрики» Бабы-Яги звучат более резко, создавая образ стремительно пролетающей и удаляющейся фигуры. Эффект удаления достигается за счёт постепенного снижения регистра и динамики до полного затухания.

Произведение отличается высокой сложностью исполнения. Мелодия, исполняемая левой и правой рукой, не совпадает. Необходимо добиться автоматизма в исполнении правой рукой, превратив сложный пассаж в лёгкий и непринуждённый. Цель – преодолеть трудности и сделать игру лёгкой и естественной.


«Сладкая грёза»

Данная пьеса музыкально передает состояние нежной мечтательности души ребенка, погружающегося в сон. Мелодия, подобно волшебному звуковому пейзажу, воплощает его сны. Ее истоки лежат в широкой и выразительной вокальной музыке – оперной арии или романса.

Мелодия развивается плавно, словно волнами, постепенно расцветая и обретая все большую полноту. В середине пьесы, построенной по простой трехчастной форме, обновленная мелодия переносится в низкий регистр, приобретая решительные интонации, напоминающие звучание мужского голоса.

В репризе возвращается первоначальное лирическое и мечтательное настроение. Мягкость и согласованность звучания пьесы особенно ощутимы после напряженности и диссонансов, свойственных сказочным пьесам.

Исполнение этой пьесы требует мягкого звука. Руки должны быть легкими, работая только кончиками пальцев. Вес руки следует отключить при помощи гибкой кисти, а во второй части – включить.


«Песня жаворонка»

Исполнитель должен стремиться к воссозданию образа полета жаворонка. Необходимо отработать триоли и шестнадцатые ноты в стиле стаккато. Также рекомендуется выполнить упражнение на форшлаги. Особое внимание следует уделить дослушиванию триолей. В музыке слышны переклички жаворонков, имитирующие птичье пение. Вся композиция построена на звукоподражании щебетанию птиц.


«Шарманщик поёт»

Данное произведение представляет собой жанровую зарисовку с ярко выраженными характеристиками.

В центре сюжета шарманщик. Несмотря на простоту темы, она несёт в себе мудрую и успокаивающую глубину, способную развеять детские тревоги. Пьеса оканчивается незавершенно, создавая ощущение недосказанности. Музыкальное сопровождение выполнено в басовом регистре и представляет собой повторяющуюся мелодию шарманки. Завершение пьесы должно быть механически точным, без каких-либо интерпретаций.


«В церкви»

Данная пьеса, подобно «Утренней молитве», отражает стилистику церковного пения. Тональность ми минор, присущая «Вечерней

2 пьесе, служит контрапунктом к мажорной тональности «Утренней» (соль мажор). Играть ровно, выразительно, не переигрывать. «Господи, помилуй» - говорящий бас, верхний голос ярче. Музыка звучит серьёзно и строго. Должна быть детская чистота, взор обращён вверх, завершается ощущением бесконечности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс