Современные педагоги-новаторы
В октябре 1986 года писатель и педагог Симон Соловейчик собрал учителей-новаторов в подмосковном Переделкино. Они говорили о том, как изменить школу, отношение к ней и отношения внутри её. В результате этой встречи родился уникальный для того времени манифест «Педагогики сотрудничества». В то время на телевидении устраивались телемосты, снималось огромное количество передач о педагогах-новаторах, показывали их уроки, школы. После глобального дефицита педагогической литературы стали издаваться книги, печататься множество статей в периодической печати. Именно тогда, будучи студенткой педагогического ВУЗа, я услышала о педагогах-новаторах на лекциях по педагогике. Тогда, в середине 80-х годов, их идеи произвели на меня огромное впечатление! Хотелось больше узнать о педагогике, о передовых идеях, о самих новаторах. С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин…Это была своего рода революция педагогической мысли!
В конце 70 – начале 80-х гг. в общественно–педагогической жизни появился большой отряд педагогов–новаторов, педагогов–практиков. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога.
В 1979 году издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин. Педагоги-новаторы развивали такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строилась на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам. Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, чувствовании внутреннего мира другого человека, на совместной работе и анализе получившихся результатов. Педагогический опыт педагогов-новаторов, был представлен различными методиками.
В чем суть методики Шаталова? Он создал систему обучения, позволяющую решить труднейшую педагогическую проблему – приобщение каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитание познавательной активности как качества личности, укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. Особенностью системы Шаталова стало создание широкой мотивационной среды для успешного обучения. Для этого он использовал метод ассоциации («опорные сигналы») в сочетании с крупноблочной подачей учебного материала высокой сложности. Новаторство Шаталова заключается в том, что он не только предоставил учащимся глубоко проработанную передовую учебную технологию (кодировка-декодировка «опорных» конспектов по учебному материалу, проговаривание, заучивание конспекта наизусть, ответы на опросах), но и со своей стороны обеспечил максимальную интенсивность педагогического наблюдения: обязательный поэтапный контроль, гласность успехов каждого, открытая возможность исправления любой отметки за любой период, гуманно-личностный подход. Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя –чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.
Методика коллективной творческой деятельности (КТД) логично вытекала из понимания И.П. Ивановым задачи воспитания как процесса: целостного, а не «дробного»; творческого, а не односторонне-опекающего; деятельного, а не развлекательного. В своих трудах он актуализировал понятие «педагогических отношений», обратив внимание на роль самого воспитателя. По мнению И.П. Иванова главной задачей воспитателя является не чрезмерная опека над детьми, которая выражается в простой передаче им готовых, «разжеванных» жизненных знаний, а создание «нового, общественно важного опыта». Под термином «общая забота» он понимал ансамбль гуманных методов: побуждения, убеждения и приучения к активному отношению ко всему срезу жизненных вопросов, основанных на уважении личности каждого воспитанника. Продолжатель идей А.С. Макаренко И. П. Иванов видел воспитательный процесс в организации насыщенной творческой деятельности коллектива, которая должна органично дополнять обучающую функцию образования. Причем, И.П. Ивановым был разработан «шестиэтапный алгоритм» реализации КТД: замысел, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, обсуждение итогов и создание «памятки» для внедрения полученного положительного опыта в практику. Из «коммунарской» атмосферы родилось немало нового: общие выездные «сборы», школьное самоуправление, выпуск школьных сборников, проведение дискуссий и «мозговых штурмов» и так далее.
О.С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. «Растить в себе человека можно только помогая другому быть человеком», - говорил О.С. Газман.
Он предлагал индивидуализировать процесс воспитания, для чего педагогу и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных этапов: диагностический (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы); поисковый (совместный поиск решения проблемы или трудности); договорный (проектирование и взаимная договоренность о действиях); деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие); рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта). Реализация этого поэтапного сотрудничества в массовой школе, по мнению, О.С. Газмана, должна привести к гуманизации воспитания. «Педагогика поддержки» стала одной из ярких инновационных идей в педагогике конца XX века.
Учитель труда и черчения И. П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его «свободной мастерской» собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника. Существует лишь одно правило: «Научился сам – научи товарища». Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.
Амонашвили Ш.А. – один из знаменитой плеяды педагогов-новаторов, во времена господства авторитарной педагогики провозгласивших личностный подход к обучению. Продолжая идеи Сухомлинского, Вернадского, Макаренко Амонашвили призывает в каждом ребенке видеть воплощение высшего замысла творца. Задача педагога, по Амонашвили, это формирование вокруг ребенка особой среды, наполненной уважением к его личности, полным принятием ребенка, дающей опору для развития, взросления, самостоятельного мышления. Поэтому, по его мнению, главной целью реформ школьного образования должна быть не форма организации учебного процесса, а личность самого педагога.
Авторская методика С.Н. Лысенковой построена на перспективно-опережающем обучении, использовании опорных схем при комментируемом управлении.
С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Начало прохождения трудной темы происходит задолго до заданных программой часов и вначале занимает несколько минут на каждом уроке. Затем следует уточнение новых понятий, их обобщение, применение. Изучение темы завершает развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Использование приема «комментируемого управления» обеспечивает обратную связь и позволяет вовлечь в активную работу весь класс: сильный ученик, объясняя свои действия, подтягивает отстающих, развивается логика и самостоятельность мышления, ученик переживает момент успеха – сотворчества с педагогом и учениками.
Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, которое включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией. Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения» - концентрированного изучения каждого отдельного предмета в течение определенного срока. В течение года ученики совершают до четырех «погружений» в каждый предмет, усваивая знания по усложняющейся схеме: от ориентировочного представления до творческого. Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира.
Главной задачей педагогики, как науки, является выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека. От качества педагогического воздействия на развитие и становление человеческой личности зависит и качество образовывающегося в результате общества, его развитие и тенденции к прогрессу. Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. В отличие от мастерства педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Педагогическое новаторство – высший уровень профессиональной деятельности учителя, педагога.
Список литературы
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
Амонашвили Ш. А., Единство цели. Пособие для учителя.- Москва.: Просвещение, 1987
Бархаев Б.П. Педагогика. - М., 2001.
Бондаревская Е.В.,Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.-Ростов-на-Дону, 1999.
Бордовская Н.Н., Реан А.А. Педагогика. - М., 2000.
Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2008 - 224 с.
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - 450 с.
Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с..
Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная газета, 1978.
Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С.3-8.