Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина.
«Ибрай Алтынсарин-первый апостол народного просвещения Казахстана»
Н.А.Назарбаев
Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», отметил, «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».
Ибрай Алтынсарин-педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф.
По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке. Автор учебников родного и русского языков для казахских детей.
В толковом словаре русского языка «Просветитель,- прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний».
В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают проблемы воспитания нравственности .
«Важнейшее из человеческих усилий-стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни.Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение –главная задача образования»,отмечал всемирно известный учёный,лауреат Нобелевской премии А.Эйнштейн.
Гуманистические и просветительские идеи выражены в стихотворениях и рассказах И.Алтынсарина.
В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека:
Дурной человек не может
Хороший совет принять
Дурной человек лишь может
Мерзко и глупо болтать.
В неблаговидном поступке
Признаться не в силах он…
И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека такие, как хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок.
Герои рассказов И.Алтынсарина-обладатели богатства, только делая добро людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными .
И.Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим соплеменникам.
Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»0.
«Юные мои друзья!.. оглянитесь, -
Ведь, соседи ваши – далеко впереди.
Поспешите и вы за ними!
Мы, старики, в темноте прожили свой век…
Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.
Наше благословение вам, -
Творите добрые, святые дела!
Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др.,воодушевленный просветительскими идеями, разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов: К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например,идея Коменского «здание необходимо возводить с фундамента».
Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном языке дети обучались и русской грамоте.
Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта. «Школы – это главные пружины образования казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,-… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».
Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «…надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое- что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».
И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским знанием и религиозным.
Знаний увидев свет,
Дети в школу идите!
Прочитанное сохраните.
Дело пойдет успешно,
Радости будет – вдвойне…
Знайте: неграмотный бродит,
Словно слепой, в темноте.
Веками кочевник считал,что его богатство- скот.И.Алтынсарин стремится убедить молодёжь,что истинное богатство-это знания. Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.
Стада – богатство степное –
Сметает суровый джут,
Богатство ученных иное-
Растущее, вечно живое-
Вьюги не заметут…
Мать и отец постареют,
А в старости, может быть,
Придет к ним внезапно бедность…
Как им ее пережить?
Тогда –то учение ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведете
Уверенною рукой
Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.
Как добры конь не устанет,
Так знание не подведет.
Темному человеку
Поэт внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.
Строить дивные дворцы
Умный, знающий народ.
Сильный знание своим
Он уверенно живет.
Также раскрывает социальное неравенство в ауле, обличает скупость и жестокость баев.
В рассказах «Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка», «Вред лжи», «Невежество», «Юрта и деревянный дом» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: вред невежества,социальное неравенство,преимущество оседлого образа жизни,польза знаний и науки.
В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд воспитывает настоящего человека,способного преодолеть любые жизненные препятствия,а праздность-корень пороков.
Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя», подчёркивает,что у хорошего человека «на лице лучится свет».
Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа,за его будушее.Он и сегодня является примером настоящего патриота своей Отчизны.
В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны сегодня.
Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…»
Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.
Список использованной литературы
1.Послание Президента Республики Казахстан-Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-200»: новый политический курс состоявшегося государства». г. Астана,14 декабря 2012 г.
2.Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.
3.Главный редактор Прохоров А.М. «Большая Советская энциклопедия», Москва «Советская энциклопедия»,1990 г.
4.Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма-Ата 1972 г.
5.Толковый словарь русского языка Автор:С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова Издательство:"Азъ":1992 г.
6.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина». А-Ата 1949 г.
0