СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Педагогические идеи Ибрая Алтынсарина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Педагогические идеи Ибрая Алтынсарина" В данной статье рассмотрены призывы И.Алтынсарина казахских детей к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Педагогические идеи Ибрая Алтынсарина.»


Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина.


«Ибрай Алтынсарин-первый апостол народного просвещения Казахстана»

Н.А.Назарбаев


Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», отметил, «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».

Ибрай Алтынсарин-педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф.

По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке. Автор учебников родного и русского языков для казахских детей.

В толковом  словаре русского языка  «Просветитель,- прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний».

В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают проблемы воспитания нравственности .

«Важнейшее из человеческих усилий-стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни.Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение –главная задача образования»,отмечал всемирно известный учёный,лауреат Нобелевской премии А.Эйнштейн.

Гуманистические и просветительские идеи выражены в стихотворениях и рассказах И.Алтынсарина.

В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека:

Дурной человек не может

Хороший совет принять

Дурной человек лишь может

Мерзко и глупо болтать.

В неблаговидном поступке

Признаться не в силах он…

И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека такие, как хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок.

Герои рассказов И.Алтынсарина-обладатели богатства, только делая добро людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными .

И.Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим соплеменникам.

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»0.

«Юные мои друзья!.. оглянитесь, -

Ведь, соседи ваши – далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век…

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

Наше благословение вам, -

Творите добрые, святые дела!

Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др.,воодушевленный просветительскими идеями, разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов: К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например,идея Коменского «здание необходимо возводить с фундамента».

Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном языке дети обучались и русской грамоте.

Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта. «Школы – это главные пружины образования казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,-… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».

Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «…надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое- что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».


И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским знанием и религиозным.

Знаний увидев свет,

Дети в школу идите!

Прочитанное сохраните.

Дело пойдет успешно,

Радости будет – вдвойне…

Знайте: неграмотный бродит,

Словно слепой, в темноте.

Веками кочевник считал,что его богатство- скот.И.Алтынсарин стремится убедить молодёжь,что истинное богатство-это знания. Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.

Стада – богатство степное –

Сметает суровый джут,

Богатство ученных иное-

Растущее, вечно живое-

Вьюги не заметут…

Мать и отец постареют,

А в старости, может быть,

Придет к ним внезапно бедность…

Как им ее пережить?

Тогда –то учение ваше

Даст им желанный покой.

Вы бедность от них отведете

Уверенною рукой

Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.

Как добры конь не устанет,

Так знание не подведет.

Темному человеку

Поэт внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.

Строить дивные дворцы

Умный, знающий народ.

Сильный знание своим

Он уверенно живет.

Также раскрывает социальное неравенство в ауле, обличает скупость и жестокость баев.

В рассказах «Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка», «Вред лжи», «Невежество», «Юрта и деревянный дом» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: вред невежества,социальное неравенство,преимущество оседлого образа жизни,польза знаний и науки.

В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд воспитывает настоящего человека,способного преодолеть любые жизненные препятствия,а праздность-корень пороков.

Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя», подчёркивает,что у хорошего человека «на лице лучится свет».

Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа,за его будушее.Он и сегодня является примером настоящего патриота своей Отчизны.

В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны сегодня.

Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…»

Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.



Список использованной литературы


1.Послание Президента Республики Казахстан-Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-200»: новый политический курс состоявшегося государства». г. Астана,14 декабря 2012 г.

2.Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.

3.Главный редактор Прохоров А.М. «Большая Советская энциклопедия», Москва «Советская энциклопедия»,1990 г.
4.Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма-Ата 1972 г.

5.Толковый словарь русского языка Автор:С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова Издательство:"Азъ":1992 г.

6.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина». А-Ата 1949 г.

0